Чистое искусство

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

«Чистое искусство» («искусство для искусства») — тип искусства, отрешенного от потребностей повседневной жизни, общественной «злобы дня», представляющийся эталонным для некоторых эстетических концепций. В литературно-критический словарь термин введен В. Белинским. У Достоевского он употребляется в контексте теоретических споров о сущности искусства (см.: критика эстетическая, польза). Вслед за Белинским Достоевский утверждает, что «чистое искусство» в природе не существует: «А мы не признаем совсем такого искусства...» (18; 101). Принципиальная позиция Достоевского состоит в том, что полноценное искусство в силу своей духовно-эстетической природы «всегда в высшей степени верно действительности», «...всегда современно, насущно-полезно» (18; 101). Можно указать на случай употребления термина в ироническом смысле в статье «Поэт и гражданин. Общие толки о Некрасове как человеке» (1877) для обозначения творческой фальши, игры, индифферентности нравственной авторской позиции.

Житкова Л.Н.