Традиция

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Традиция — тип историко-литературного взаимодействия, характеризующий передачу культурного опыта прошлого и преемственность в литературном процессе. Традиция указывает на связь с творчеством писателя-классика, с определенным жанром или стилем. Отношение к традиции — важнейший момент программ литературных направлений и деклараций писателей. Характеризуя традицию в литературе, Достоевский использует выражение «преемственность мысли» (статья 1861 г. «"Свисток" и "Русский вестник"»). «Преемственность мысли» связывает в единое целое русская литература, творчество отдельных писателей (Пушкина, Гоголя, Островского); в ее основе находится мысль «сильная, всенародная», выражающая русский дух и русский смысл (19; 112), несущая в себе «силу отпора и самосохранения» (19; 114). Представление о традиции в сознании Достоевского связано прежде всего с влиянием творчества конкретных писателей. Наибольшее значение для русской литературы имеет традиция Пушкина, который был «не только русский человек, но и первым русским человеком» (26; 114). В числе других русских писателей, повлиявших на русскую литературу, Достоевский называет Лермонтова, Гоголя, Некрасова. Традиция рассматривается Достоевским в духовно-практическом аспекте: так, сущность пушкинской традиции — «...способность всемирности, всечеловечности, всеотклика» (19; 114). Традиция связывает прошлое, настоящее и будущее: обращение к традиции Пушкина позволяет дать ответы на будущие вопросы России. Творчество Достоевского в русском литературоведении и критике исследуется преимущественно в контексте традиций русской литературы; в самом Достоевском видят выразителя тенденций русского самосознания. Для западно-европейской критики, наоборот, характерно стремление выделить его творчество из русской традиции и связать с европейской литературной и философской мыслью. Оба подхода представляются сегодня ограниченными. Восприятие Достоевским художественных традиций было по своей природе синтетическим. Как отмечал Мережковский, Достоевский обладал «чутьем» ко «всемирной человеческой культуре» и синтезировал в своих произведениях мировые художественные традиции. Особенность художественного мышления Достоевского — органическое усвоение им литературных традиций не столько отдельных писателей (хотя в сознании современников он вступал в литературу как продолжатель традиций Гоголя), сколько эпох (античность, русское средневековье, Возрождение), направлений и стилей (романтизм, сентиментализм), русской народной культуры. Творчество Достоевского оказало сильное влияние на литературу XX в. Традиции Достоевского наиболее явственно ощущаются в произведениях писателей, поднимающих философские проблемы; воздействие стиля Достоевского проявляется в выборе приемов психологического анализа, использовании некоторых условных художественных форм. Современные литературоведы усматривают традиции Достоевского в творчестве Чехова, Блока, Л. Андреева, Леонова, Булгакова и других русских писателей. Из зарубежных авторов наибольшее влияние Достоевского испытали А. Жид, А. Сюарес, Ж. Ривьер, А. Камю, Г. Гауптман, Т. Манн, А. Зегерс, Г. Гессе, Ф. Кафка, М. Пруст.

Кондаков Б.В.