Типическое

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Типическое, типичное — наиболее вероятное, «нормальное», образцовое для данной объективной действительности и данного художественного мира. Типическое (типичное) зависит от понимания художником законов реального и принципов типизации. Достоевский понимал типизацию как умение сконцентрировать в художественном образе наиболее существенные черты характера или явления, которые в самой жизни никогда не выступают в таком кристально ясном виде. «В действительности типичность лиц как бы разбавляется водой и все эти Жорж Дандены и Подколесины существуют действительно, снуют и бегают перед нами ежедневно, но как бы в несколько разжиженном состоянии» (8; 383). Хотя Достоевский и признавал неизбежность обращения художника к характерам ординарным, он вместе с тем считал, что в современной ему действительности важнейшие исторические тенденции проявляются более наглядно в фактах исключительных, чем обыденных: «...то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного» (291; 19). Современная Достоевскому авторитетная демократическая критика утверждала, что типическое (типичное) создается верностью жизненной правде, отражением объективных законов «саморазвития» жизни. Достоевский в полемике с этой критикой (и прежде всего с Н.А. Добролюбовым) доказывал, что типическое (типичное) является результатом самобытной авторской мысли о мире. «Можно знать факт, видеть его самолично сто раз и все-таки не получить такого впечатления, как если кто-нибудь другой, человек особенный, станет подле вас и укажет вам тот же самый факт, но только по-своему, объяснит вам его своими словами, заставит вас смотреть на него своим взглядом» (18; 89—90). Стержневой проблемой в эстетике Достоевского является проблема единства, гармонии двух начал художественного творчества, обеспечивающих типическое (типичное) обобщающей мысли писателя, творящей специфический художественный мир, с одной стороны, и жизненного правдоподобия, создающего эффект саморазвития действительности в этом мире — с другой. Типическое (типичное), по Достоевскому, возникает при совмещении жизненной достоверности, «правды факта» с оригинальным и масштабным взглядом художника на изображаемое. И в творчестве самого Достоевского типическое (типичное) является плодом сращения живого непридуманного факта из текущей жизни с синтетической идеей — мыслью о коренных закономерностях быта и бытия, которые открываются в самой эмпирической стихии. В творческом процессе Достоевский разделял этапы зарождения поэтической идеи (поэмы) и художнической обработки ее. В «вынашивании» поэтической идеи важна, по его мысли, роль интуиции: «Если хотите, так даже не он и творец, а жизнь, могучая сущность жизни, бог, живой и сущий, совокупляющий свою силу <...> в великом сердце и в сильном поэте, так что если не сам поэт творец <...>, то, по крайней мере, душа-то его есть тот самый рудник, который зарождает алмазы и без которого их нигде не найти» (291; 39). Но важнейшим условием зарождения поэтического алмаза Достоевский признавал умение художника видеть и понимать факты, возможное лишь при непосредственном участии его в духовной жизни современников. Поэтому Достоевский очень страдал во время вынужденной и длительной заграничной жизни от невозможности быть в России, видеть, слышать и в русской жизни участвовать непосредственно: «А мне Россия нужна, для моего писания и труда нужна <...> Точно рыба без воды...» (282; 204 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Вторым условием типического (типичного), сочетающего эмпирическое и идеальное, текущее и вечное, является, по мысли Достоевского, особый характер художнического «взгляда», которому должно быть свойственно не только понимание текущего, но и представление о том, куда течет жизнь, куда движется общество, — т.е. идеал этико-эстетический.

Щенников Г.К.