Популярность

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Популярность — по мысли Достоевского, неотъемлемое качество любого истинного произведения искусства, в котором поэтическая идея находится в гармонии с художественной формой (см. целесообразность искусства). «Искусство всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе и, главное, не может иначе существовать» (18; 98 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Истинно великое произведение может оказаться непопулярным у современников по ряду причин: «...от излишнего жара в наших желаниях немедленной, прямой и непосредственной пользы...» (18; 98), т.е. при несовпадении его со «злобой» и моментом дня; от непонимания его массой, прежде всего народом, и в этом случае нужно образование и развитие народа до уровня великого поэта (19; 16—20). В своей личной авторской и журналистской деятельности Достоевский придавал популярности как успеху произведения или журнала у публики колоссальное значение. Важными факторами популярности для него были: 1) злободневность, обращенность к текущему. «Надо и поволноваться, надо и хлестнуть иногда, снизойти до самых частных, текущих, насущных частностей. Это придает появлению статьи вид самой насущной необходимости и поражает публику» (291; 18); 2) наличие определенного направления, ясной и твердой позиции автора или редактора, говорящей о его «общественном чутье»; 3) художественность текста, а в критической или научной статье — «язык и ясность его, популярность его, несмотря на строго научный прием», как отзывался Достоевский на труд Данилевского (291; 30); 4) занимательность произведения. «За занимательность ручаюсь», — говорил он о замысле «Преступления и наказания» (282; 138). «Оригинальность и приличная, то есть натуральная эксцентричность — теперь для нас первое дело», — в связи с изданием нового журнала (282; 56 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Коммуникативная направленность искусства, его воспитательные и нравственно-этические функции делают обязательной задачу «о доставлении народу как можно более приятного и занимательного чтения» (19, 44 — курсив Достоевского. — Прим. ред.), что отнюдь не означает популярничанья и заигрывания с публикой (см. проблема читателя). Благородная самоуверенность таланта (282; 56) для Достоевского — аксиома.

Созина Е.К.