Общечеловек

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Общечеловек (общечеловечность) — понятие, вошедшее в активный словарь Достоевского после каторги и связанное с его «почвенничеством». В начале 60-х гг. на страницах журналов «Время» и «Эпоха» в полемике со своими оппонентами писатель дифференцировал два его значения: различая «общечеловечность» как «способность России к синтезу» и «общечеловека на чужих помочах» (20; 177), характеризовал последнего как тип (20; 207), оторванный от «почвы», лишенный всякого национально-личностного своеобразия, неспособного на настоящую «живую жизнь». Выражение «небывалые общечеловеки», употребленное в «Записках из подполья», в контексте авторской публицистики 60-х гг. содержит критическую оценку общечеловека (синоним — «безличность») как абстракции, отвлеченной схемы, как человека, «необыкновенно похожего на стертый пятиалтынный». В противоположность этому «цивилизованному» толкованию понятия общечеловека Достоевский предложил другое, соотнеся его, во-первых, с христианским идеалом, во-вторых, со своим пониманием национальной сущности, национальной природы русского человека. В этом плане Достоевский писал об «инстинкте общечеловечности» в русском народе, противополагая «общечеловеческое» (в положительном смысле) всему узконациональному. Оставаясь все время на позиции «почвы», Достоевский диалектически связал категории «общечеловеческого» и «национального»: «...общечеловечность не иначе достигнется как упором в свои национальности каждого народа» (20; 179 — курсив Достоевского. — Прим. ред.) «...прежде чем не выживем всего своего и не станем общечеловеками» (20; 202). Рассматривая в 60-70-е гг. категорию «общечеловечности» как «синтетичности» и «всечеловечности», Достоевский связал ее с идеалом Христа: «Это слитие полного я, то есть знания и синтеза со всем... Христос весь вошел в человечество, и человек стремится преобразиться в я Христа как в свой идеал» (20; 174 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Конкретные примеры проявления «общечеловечности» писатель обнаружил в характере русского народа и творчестве Пушкина, а качества общечеловека — в личностях Вл. Соловьева и Ч. Валиханова. Развернутый комментарий «единичного случая» — похорон «общечеловека» (доктора Гинденбурга, «собравшего» у своего гроба представителей всех национальностей, всех церквей) Достоевский дал в мартовском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г. (гл. 3). В целом эволюция понятия общечеловека у Достоевского обусловлена переходом от просветительской позиции к христианской антропологии.

Борисова В.В.