Новаторство

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Новаторство — тип историко-литературного взаимодействия, характеризующий изменение (обновление, обогащение) содержания и формы художественного произведения; результат осознанного или скрытого отталкивания от того, что считается современниками «традиционным». Новаторство является одним из важнейших критериев художественности.

Достоевский, имея в виду новаторство, обычно говорит о «новизне» или «новом слове», способности писателя «быть первым». В более ранних работах Достоевский обычно просто пишет о «новом» («новый взгляд», «новая литература», «новый характер»), в более поздних («Дневник писателя») использует выражение «новое слово» (нередко дополненное уточнениями «гениальное», «сказанное в первый раз», «которое до сих пор нигде и никогда не было сказано»). Высказывания о новаторстве встречаются во многих статьях Достоевского. В его сознании представления о новаторстве тесно связаны с концепцией художественности: каждый великий художник входит в мир со своим «новым словом». Критерий «нового слова» Достоевский применяет только к наиболее значительным писателям; их количество в русской литературе иногда ограничивается тремя (Ломоносов, Пушкин, Гоголь), или даже одним Пушкиным: «Война и мир» Л. Толстого появилась уже «после этого нового слова» (291; 114 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). В числе писателей, которые пришли в литературу с «новым словом», называются также Лермонтов, Некрасов, Островский, В. Гюго, Ж. Санд и др. Подлинное «новое слово» должно быть всегда «своим собственным», «национальным» словом (25; 199), как, например, «Анна Каренина» Л. Толстого.

Новаторство в представлении Достоевского связано с открытием будущего: оно заключается в умении отгадать, почувствовать закономерности развития. Пушкин — «гений, опередивший русское сознание» (25; 39), нашедший для русских «великий и вожделенный исход» (26; 114 — курсив Достоевского. — Прим. ред.), «великий и непонятый еще предвозвеститель» (26; 118), раскрывший «новое», «неузнанное», «неразобранное» (26; 117). Достоевский говорит о «великом чутье» Некрасова (26; 119), о том, что «предчувственницей» «более счастливого будущего, ожидающего человечество», стала Жорж Санд (23; 36). Примером «нового» в литературе является творчество В. Гюго, который был «провозвестником» основной мысли «всего искусства девятнадцатого столетия» (20; 29). Настоящее новаторство, по мысли Достоевского, возможно только на основании знания традиций национальной культуры. В «Дневнике писателя» за 1876 г. Достоевский с иронией говорит о современном литераторе-художнике «из новых людей», который в попытке придумать «новое и неслыханное» «обособляется» и «уединяется», при этом «знать не хочет ничего предыдущего», но «проповедует новое»; «ставит идеал нового слова и нового человека», не зная при этом «ни европейской литературы, ни своей»; в его творчестве на самом деле «весьма мало нового» (22; 80). Подлинный писатель-новатор (например, Гоголь) создает новые характеры, порождает литературную традицию, которую «посредственность» перерабатывает «на новый лад», занимаясь клейкой «по чужим образцам» (281; 312).

Сам Достоевский в сознании современников выступил как ярко выраженный писатель-новатор, преобразующий многие традиции русской литературы. Своеобразие Достоевского видели в слиянии «глубоко человеческого и патетического элемента» с юмористическим и трагическим (В.Г. Белинский), рисовании «психологических тонкостей» и склонности к анализу аномальных художественных явлений (Н.А. Добролюбов), «возвеличении страдания» и «жестокости таланта» (Н.К. Михайловский), «идейной диалектике», проникновении в «первоосновы жизни идей» (Н.А. Бердяев), в создании жанра диалогического романа (М.М. Бахтин), принятии в себя зла мира (П.В. Палиевский), в обостренном внимании к кризисным состояниям общества и отдельного человека (Г.М. Фридлендер), масштабности выражения нравственных и философских исканий XIX и XX вв. и в других особенностях.

Кондаков Б.В.