Литература дела

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Литература дела — термин, введенный Достоевским в его «Записных тетрадях» 1876 г. (см. 24; 159, 160, 166, 167, 170) для характеристики современной литературы, полагающейся на разум и верящей в то, что общее благополучие может быть достигнуто путем социального переустройства мира.

Термин «литература дела» возник, видимо, в результате контаминации понятия «дело» в значении «социальная деятельность», «общественная практика» с названием демократического журнала «Дело», преемника «Русского слова», объединившего писателей, изображавших «новых людей» — разночинцев — как положительных социальных экспериментаторов (Н.Ф. Бажин, Н.А. Благовещенский, И.В. Омулевский, Д.Л. Мордовцев, А.К. Шеллер-Михайлов и др.). Достоевский констатировал, что «романы дела, к сожалению, не удались» (24; 167 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Романы вышеупомянутых писателей, действительно, были идейно и художественно слабы. Достоевский объяснял эту неудачу рядом причин: «дело еще не разъяснено и <...> оно пока еще лишь мечта» (24; 159); способ переустройства общества во имя и путем науки, «без бога», несостоятелен: он ведет к созиданию лишь «социального муравейника», к «обращению человека в муравья» (24; 162), наконец, заблуждением является требовать от литературы «плюсового последнего слова — счастья» и представлять себе счастье как окончательное удовлетворение всех потребностей человека: «Счастье не в счастье, а лишь в достижении» (24; 161). Литература дела близка «гадательной литературе утопистов» (24; 169). Литература дела, по мысли Достоевского, чужда народу, она выразительница чисто интеллигентских стремлений к уравнительному равенству: «Литература дела — это, так сказать, аристократическая литература образования, хотя и об народе, это только бредни господ и госпож о всеобщем равенстве и проч» (24; 170 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Достоевский противопоставляет литературе дела литературу отчаяния и литературу красоты, способных выразить подлинно гуманистические идеалы.

Щенников Г.К.