Критика утилитарная

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Критика утилитарная — тенденция в литературной критике, ориентирующая литературу на обслуживание социальных заказов и общественных потребностей конкретного исторического времени. В 1850—1860-е гг. данная тенденция складывалась в работах Добролюбова, талант которого Достоевский оценивал довольно высоко, притом что с его эстетическими взглядами принципиально расходился (см. эстетика революционеров-демократов). В статье «Г-н –бов и вопрос об искусстве» (1861) в рамках общеэстетической проблематики Достоевский обсуждает в частности и проблему утилитаризма. Не отрицая значения связи искусства с действительностью и современным обществом, Достоевский в то же время подчеркивает, что эта связь осуществляется специфическим образом при условиях художественного совершенства произведения и творческой свободы художника (см. польза). В статье «По поводу выставки» (1873) Достоевский пишет о пагубном значении для искусства разного рода идеологических «направлений», принуждающих талантливых художников «в угоду общественному давлению» губить в себе «натуральную потребность излиться в собственных образах...» (21; 73). С этой точки зрения Достоевский подвергает критике поэмный цикл Некрасова «Русские женщины».

Житкова Л.Н.