Вкус эстетический

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Вкус эстетический — это способность воспринимать и оценивать прекрасное как высшую, концентрированную красоту явлений и предметов окружающего мира и искусства.

Эстетический вкус Достоевского отличался огромной творческой продуктивностью, процесс переживания прекрасного всегда являлся доминантой, обеспечивающей духовное прозрение, внутреннее совершенствование, преодоление трагизма бытия и самим великим писателем, и его героями. В XIX в. не было, пожалуй, ни одного известного русского писателя (кроме Пушкина), для которого категория красоты, прекрасного имела бы такое важное, всеобъемлющее и действенное значение, как для Достоевского. На фоне поисков рецептов социального переустройства общества, тяги к анализу действительности, обличения существующего у современников писателя Достоевский сосредоточен на утверждении вечного, а не сиюминутного, злободневного, он занят высшими идеями жизни. Единство добра, истины и красоты было для него очевидно. «Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для самосовершенствования...» (21; 256). «Идеал дал Христос. Литература красоты одна лишь спасет», — замечает писатель (24; 167).

Всем своим творчеством: критическими, публицистическими, художественными, философскими произведениями — Достоевский утверждает литературу красоты, помогающую человеку переходного времени обрести желанную гармонию с миром, способствующую восстановлению нормальной целостной жизни духа.

Потребностями «восстановления погибшего человека» продиктован не раз возникающий на страницах произведений писателя мотив власти красоты. В этой связи важен прием обращения к шедеврам западно-европейского искусства XVI—XVII вв. («Снятие с креста» Г. Гольбейна-младшего, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Асис и Галатея» К. Лоррена, «Портрет Иннокентия X» Веласкеса) для выявления гармонии мира; через сферу прекрасного в этих картинах концентрируется смысл бытия, развития человеческого духа. Также прямое и скрытое цитирование в произведениях Достоевского Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете, Пушкина отражает не литературные привязанности, но служит для создания нужного масштаба изображения жизни его героев, является своеобразным коэффициентом обретения сложной гармонии, рождающейся в преодолении противоречий бытия.

Во многом предвосхищая способы отражения мира в искусстве XX в. с их драматизмом, напряженностью, антиномичностью, Достоевский сознательно утверждает приоритет эстетического начала, гармонизирующего мир и сознание человека, позволяющего его героям обрести настоящую духовную свободу. Эстетическое почти всегда у Достоевского становится мерой нравственного (стоит вспомнить предостережение Тихона Ставрогину в романе «Бесы» о том, что «некрасивость убьет» или убеждение другого героя писателя, что «красотой мир спасется»).

Художественный вкус Достоевского отличался редкостной чуткостью и отзывчивостью на все истинно прекрасное, способствующее целостному развитию духа человека. Отбор произведений современников в журналах братьев Достоевских («Время» и «Эпоха»), в критических, публицистических и художественных произведениях писателя определяют высшие интересы духа.

Своему корреспонденту Н.А. в письме от 19 декабря 1880 г. Достоевский советует, как формировать круг чтения сына: «...давайте лишь то, что производит прекрасное впечатление и родит высокие мысли. Если ему минуло шестнадцать лет, то пусть прочитает Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Если он любит поэзию — пусть читает Шиллера, Гете, Шекспира. Тургенева, Островского, Льва Толстого пусть читает непременно, особенно Льва Толстого (Гоголя, без сомнения, надо дать всего). Одним словом — все русское классическое <...>. Наконец, пусть читает Вальтер Скотта и Диккенса...» (301; 237 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Среди различных видов искусств, кроме литературы, которая была делом всей его жизни, писатель предпочитает живопись и музыку. В его творческом процессе важную роль играли рисунки человеческих лиц, архитектурных (обычно готических) мотивов и каллиграфические надписи. Получив в военно-инженерном училище в Петербурге прекрасное систематическое образование с изучением истории искусств, Достоевский в живописи наиболее интересуется и ценит работы художников эпохи Возрождения и XVII в., в своем роде наиболее ярких и гармоничных (Рафаэль, Тициан, Корреджо, А. Каррачи, Мурильо, Лоррен, Рембрандт, Ван-Дейк, Гольбейн). В музыке любимыми композиторами писателя были Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Россини, Глинка. Достоевский получил прекрасное для того времени художественное образование и обладал необычайно богатым и целенаправленным эстетическим и художественным вкусом.

Акелькина Е.А.