Авраам

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Авраам — библейский персонаж (Бытие, 11, 27—25, 7), упоминающийся в произведениях Достоевского трижды: один раз в «Преступлении и наказании» (6; 421), два раза — в «Братьях Карамазовых» (14; 266, 292). Его образ используется Достоевским как одна из общечеловеческих эмблем. Это своего рода библейско-коранический «общечеловек» — патриарх и родоначальник еврейского народа, пришедший по зову Бога в начале всечеловеческой истории в Палестину, одинаково почитаемый иудеями, христианами и мусульманами, поэтому объявленный «отцом всех верующих» (Гал., 3, 6—9). В эпилоге «Преступления и наказания» имя Авраам выступает как указание на генетически общий для христианской и мусульманской традиции исток, к которому припадает Раскольников в стремлении утолить духовную жажду на пороге «новой, доселе совершенно неведомой действительности». Достоевский актуализирует и сюжет Авраама: в романе «Братья Карамазовы» старец Зосима приводит его, как пример поучительного жизнеописания, образец истинного служения и послушания Богу, полного исполнения своего жизненного предназначения. В этом смысле образ и сюжет Авраама играет в произведениях Достоевского роль идеального критерия в земной жизни человека, обозначая возможность восстановления веры, возвращения в «лоно Авраамово» (место, где души праведников наслаждаются покоем и блаженством). Авраамический сюжет связан с мотивом «выхода», «исхода» из инерции прежнего существования, чтобы «ходить перед Богом», в конечном итоге, с идеей преображения мира и человека: новой земли, нового места и новой жизни, новой веры. Знаками авраамического сюжета у Достоевского являются видение земли обетованной за рекой (река здесь — важный сакральный символ, элемент библейской мифологии, обозначающий рубеж между двумя мирами), описание вольной, кочевой жизни в ней (шатры, стада в степи), готовность исполнить пророческое предназначение. Наиболее ярко образ и сюжет Авраама отразился в эпилоге «Преступления и наказания».

Борисова В.В.