Достоевский: Эстетика и поэтика (справочник)

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Справочник «Достоевский: Эстетика и поэтика» обобщает и систематизирует научные знания по обозначенной тематике, накопленные отечественным и отчасти зарубежным литературоведением с 1846 года по сегодняшний день.

Здесь представлены сведения об эстетических взглядах Достоевского в терминах, имевших особую значимость для писателя, иногда введенных им в критику («Литература дела», «Литература красоты» и проч.) и вместе с тем важных для современной эстетики. Составители словаря исходят из признания того, что эстетика Достоевского представляет не столько выработанную до конца теорию искусства, сколько систему творческих принципов, обеспечивших неповторимую картину мира, выразивших представление о необычайной сложности, полярности, драматичности природы человека и его судьбы. Сюда же включены термины, характеризующие эстетические свойства самих произведений Достоевского, эстетические категории, выразившиеся непосредственно в художественном мышлении писателя: в том, каким представляется ему в жизни прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, какой системе эстетических критериев (нормативной или релятивной) отдает он предпочтение, как синтезирует в своих сочинениях разные «начала» словесно-художественного творчества, в каких отношениях оказывается со своими героями. Здесь преобладает терминология, употребляемая современной литературоведческой наукой.Данный раздел предлагает не только современную теорию творчества Достоевского (в том числе и альтернативные подходы к спорным проблемам), но и пытается представить все наиболее ценное из истории его изучения в России в прошлом и настоящем. Современная наука о Достоевском не монополизирована академическими и вузовскими учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга — большая часть российских достоевсковедов сосредоточена сейчас в провинции. Над словарем-справочником работали более 30 авторов, представляющих все крупные региональные центры России, в которых ведется многолетнее и интенсивное изучение творчества Достоевского: Урал (Екатеринбург, Челябинск, Уфа) и Северо-Запад страны (Петрозаводск, Иваново), Центральную Россию (Воронеж, Орел, Коломна) и Сибирь (Омск, Томск, Иркутск). Настоящая наука не разделяется на столичную и периферийную. Но до широкого потребителя литературы о Достоевском, до всех, кто интересуется его творчеством (им, а не только специалистам адресовано это издание), исследования периферийных ученых, в отличие от их столичных коллег, почти не доходят. Авторы справочника надеются, что издание получит известность за пределами Челябинской области и поможет любому заинтересованному читателю познакомиться с идеями многих труднодоступных источников, в том числе и классических трудов по творчеству Ф.М. Достоевского, напечатанных, например, в сборниках А.С. Долинина или А.Л. Бема. Лучшая и значительная часть статей словаря-справочника, при всей свойственной этому жанру лаконичности, информативности, несет следы оригинальных творческих разработок, итоги самостоятельных открытий: авторы их давно известны в кругу специалистов. По некоторым сложным понятиям составители словаря располагали не одной, а двумя-тремя статьями, например, к терминам «реализм», «двойничество», «комическое», «юродство», «характерология» и др. В этих случаях иногда приведены две и больше статей на одну тему — либо полемичные, либо дополняющие одна другую. Авторы статей стремились представить и историю изучения рассматриваемого ими понятия или элемента, и его современные (нередко спорные) трактовки.Составители словаря-справочника рассматривают данное издание как первую пробу в задуманной ими серии словарей по теме «Достоевский и русская культура»: давно назрела необходимость дать сжатый и по возможности полный свод сведений о многообразных и разносторонних связях Достоевского с разными сферами российской духовной жизни — об отражении истории России и русской культуры в произведениях писателя, об отношении Достоевского к православию и другим религиозным конфессиям на территории России, о его влиянии на развитие русской философской мысли, о взаимоотношениях Достоевского с русскими литераторами и его связях с отечественным фольклором, о влиянии писателя на развитие русского искусства и т.д.Раздел «Достоевский: Эстетика и поэтика» обобщает и систематизирует научные знания по обозначенной тематике, накопленные отечественным и отчасти зарубежным литературоведением с 1846 года по сегодняшний день.Здесь представлены сведения об эстетических взглядах Достоевского в терминах, имевших особую значимость для писателя, иногда введенных им в критику («Литература дела», «Литература красоты» и проч.) и вместе с тем важных для современной эстетики. Составители словаря исходят из признания того, что эстетика Достоевского представляет не столько выработанную до конца теорию искусства, сколько систему творческих принципов, обеспечивших неповторимую картину мира, выразивших представление о необычайной сложности, полярности, драматичности природы человека и его судьбы. Сюда же включены термины, характеризующие эстетические свойства самих произведений Достоевского, эстетические категории, выразившиеся непосредственно в художественном мышлении писателя: в том, каким представляется ему в жизни прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, какой системе эстетических критериев (нормативной или релятивной) отдает он предпочтение, как синтезирует в своих сочинениях разные «начала» словесно-художественного творчества, в каких отношениях оказывается со своими героями. Здесь преобладает терминология, употребляемая современной литературоведческой наукой.

Данный раздел предлагает не только современную теорию творчества Достоевского (в том числе и альтернативные подходы к спорным проблемам), но и пытается представить все наиболее ценное из истории его изучения в России в прошлом и настоящем. Современная наука о Достоевском не монополизирована академическими и вузовскими учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга — большая часть российских достоевсковедов сосредоточена сейчас в провинции. Над словарем-справочником работали более 30 авторов, представляющих все крупные региональные центры России, в которых ведется многолетнее и интенсивное изучение творчества Достоевского: Урал (Екатеринбург, Челябинск, Уфа) и Северо-Запад страны (Петрозаводск, Иваново), Центральную Россию (Воронеж, Орел, Коломна) и Сибирь (Омск, Томск, Иркутск). Настоящая наука не разделяется на столичную и периферийную. Но до широкого потребителя литературы о Достоевском, до всех, кто интересуется его творчеством (им, а не только специалистам адресовано это издание), исследования периферийных ученых, в отличие от их столичных коллег, почти не доходят. Авторы справочника надеются, что издание получит известность за пределами Челябинской области и поможет любому заинтересованному читателю познакомиться с идеями многих труднодоступных источников, в том числе и классических трудов по творчеству Ф.М. Достоевского, напечатанных, например, в сборниках А.С. Долинина или А.Л. Бема. Лучшая и значительная часть статей словаря-справочника, при всей свойственной этому жанру лаконичности, информативности, несет следы оригинальных творческих разработок, итоги самостоятельных открытий: авторы их давно известны в кругу специалистов. По некоторым сложным понятиям составители словаря располагали не одной, а двумя-тремя статьями, например, к терминам «реализм», «двойничество», «комическое», «юродство», «характерология» и др. В этих случаях иногда приведены две и больше статей на одну тему — либо полемичные, либо дополняющие одна другую. Авторы статей стремились представить и историю изучения рассматриваемого ими понятия или элемента, и его современные (нередко спорные) трактовки.

Составители словаря-справочника рассматривают данное издание как первую пробу в задуманной ими серии словарей по теме «Достоевский и русская культура»: давно назрела необходимость дать сжатый и по возможности полный свод сведений о многообразных и разносторонних связях Достоевского с разными сферами российской духовной жизни — об отражении истории России и русской культуры в произведениях писателя, об отношении Достоевского к православию и другим религиозным конфессиям на территории России, о его влиянии на развитие русской философской мысли, о взаимоотношениях Достоевского с русскими литераторами и его связях с отечественным фольклором, о влиянии писателя на развитие русского искусства и т.д.

Щенников Г.К.

Все цитаты из произведений Достоевского и ссылки на его тексты даны по изданию: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972—1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63. Цитирование из других изданий оговаривается особо.

Все термины публикуются в алфавитном порядке по изданию: Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. — Челябинск: Металл, 1997. — 272 с. — (Достоевский и русская культура / Сост. Г.К. Щенников; ЧелГУ.



Авантюрность Авраам Автобиографизм Автор Автор и герой Авторская оценка Авторский статус Актуализация художественная Аллюзия Амбивалентность красоты Анекдот Антигерой Антитеза Апокалиптизм Архитектоника Байронизм Барокко Бестиарий Болевой эффект Былины Былички Варваризмы Вариантность замысла Великое пятикнижие Вкус эстетический Водевильные мотивы Воображение Время Вставная повесть Вставные жанры Гармония Гиперболизация страстей и страданий Город Городской романс Гуманность Двойничество Демонические герои Деталь-вещь Детективность Деформация художественная Диалогизм Документальная основа Дон Кихот Драматическое начало Духовные стихи Евангелие Единство художественного целого Жалкое Жанры Жаргон Жертва Житие Завязка Заглавие Заимствование Запах Записки Звуки Игра Идеал Мадонны Идеал содомский Идеал этико-эстетический Идеал, идеальное Идеологический роман Идея Иисус Христос Интеллектуальный роман Иов Исключительное Историзм художественного творчества Историко-культурный процесс Каин Карнавальное начало Катарсис Комическое Коммедиа Красивое Красота Критика литературная Критика органическая Критика утилитарная Критика эстетическая Литература дела Литература красоты Литература отчаяния Литературность Литературный процесс Мениппея Мера Мечтательство Мифологизм Монологизм художественный Наполеон Народность Натуральная школа Национальное Непристойность Низменное Новаторство Нормативные эстетические категории Обличительная литература Общечеловек Пасхальное Подвижник Подполье Полифонизм художественный Положительно прекрасный человек Польза Популярность Правда художественная Прекрасное Проблема читателя Пространство Профетизм Пушкинское направление Реализм Реальное Релятивные эстетические категории Роман монологический Роман полифонический Роман-трагедия Романтизм Сакральное Свобода художественного творчества Сентиментализм Скрытый романный миф Социально-эстетическая функция искусства Сценический элемент Тварь дрожащая Тенденция Тип Типизация Типическое Типология художественного творчества Трагикомическое Трагическое Традиции древнерусской литературы Традиции карнавализированной литературы Традиции христианской литературы Традиция Ужасное Условность художественная Фантастическое Фольклоризм Форма Художественность Целесообразность искусства Чистое искусство Чудесное Эстетика революционеров-демократов Эстетика славянофилов Эстетическая многоплановость Юмор Юродивый герой Юродское Юродство