Новости

03 октября 2017

Герои Достоевского на качелях истории. В Театре им. Моссовета — «Идиот» в постановке Юрия Еремина

Театр имени Моссовета представил зрителям первую премьеру 95-го сезона — спектакль Юрия Еремина «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского.

К этому произведению классика Юрий Еремин обращается уже в третий раз. Новый спектакль — очередной шаг режиссера в прочтении романа, с библейской точки зрения исследующего пути, ведущие его героев в ад или рай.


Антон Аносов (слева) в роли князя Льва Николаевича Мышкина и Захар Комлев в роли Парфена Рогожина в сцене из спектакля «Идиот» в театре имени Моссовета. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Как всегда, на помощь Еремину-режиссеру приходит Еремин-сценограф. Подчеркнуто лаконично оформление сцены — колокол, звучащий в каждой поворотной точке сюжета, и черные колонны, напоминающие свечи. Три площадки соединены наклонным подиумом, словно три ступени, низводящие в бездну или, напротив, возводящие к небесам. По подиуму можно катиться вниз, в пылающий у подножья ад-камин, в который Настасьей Филипповной будут брошены сто тысяч, принесенные Рогожиным за право провести с ней ночь. Или по этим же ступеням можно восходить туда, где за раскрывающимися вратами царит яркий свет. Все эти атрибуты постановки символичны. В сценографии Еремина нет ничего лишнего. Она — как открытая арена борьбы за души. Символичны и качели на длинных веревках в центре: словно маятник человеческой жизни, они подчеркивают метания персонажей между добром и злом.

На качелях выясняет отношения квартет героев. Князь Мышкин (Антон Аносов), спустившийся к зрителям сверху, из клубящегося светлого тумана. Он невольно оказывается участником любовного соперничества двух неординарных женщин. Рядом на качелях — оскорбленная в своих чувствах молодая Аглая (Анна Михайловская) и несчастная в своей роковой красоте Настасья Филипповна (Екатерина Гусева). Ну, и, конечно, Парфен Рогожин (Захар Комлев), который однажды ночью в порыве ревности вонзит садовый нож в сердце Барашковой, а потом по подиуму скатится вниз, низвергаясь в ад.

В то время как Мышкин будет медленно подниматься вверх, пока не исчезнет в белых облаках — завесы, заглянуть за которую смертным не дано. Два пересекающихся мира, две судьбы, два взаимоисключающих ее финала.

Роман Достоевского «Идиот» — сложное произведение с напряженным сюжетным развитием. Однако в спектакле Еремина наиболее привлекательным является кристальная ясность смыслов, нарочито обнаженных и заостренных режиссером.

Приятно, что в нем занята и молодая часть труппы, и артисты старшего поколения — Анатолий Васильев (генерал Епанчин), Нэлли Пшенная (генеральша Епанчина), Геннадий Коротков (Тоцкий), Нил Кропалов (Ганя Иволгин). Глядя на эту замечательную в своей «академичности» постановку, зритель снова остро чувствует всю гениальность прозы Достоевского. Ибо этот спектакль очищен от назойливого желания режиссера «присоседиться» к таланту гения, столь щедро демонстрируемого в последнее время всевозможными «князьями Тьмышкиными», превращающими гениальный роман в отхожее место собственных амбиций.

Текст: Елена Булова.

Источник: «Вечерняя Москва»