Новости

30 сентября 2017

Достоевский современный и своевременный

В Новокузнецке завершила работу I Международная конференция «Творчество Ф.М. Достоевского и современный культурный процесс». Как подчеркнул один из участников проекта, директор Московского театрального музея имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, сверхзадача всех мероприятий конференции — помочь молодым людям найти свой личный путь к Достоевскому, а поклонникам писателя — показать новые грани его наследия.

Две выставки из трёх музеев

Кстати, Театральный музей нашёл возможность привезти в Новокузнецк более сотни подлинных эскизов и афиш к знаковым спектаклям по Достоевскому.

«Это постановки и МХАТа, который в начале прошлого века "открывал" для театралов Достоевского, и БДТ с "Идиотом" Товстоногова, ставшим в конце 60-х камертоном для многих театров, и "Бесы" Анджея Вайды в "Современнике", — перечислил ключевые спектакли куратор выставки «Фёдор Достоевский и театр» Александр Рубцов. — Это практически неизвестные у нас спектакли Камы Гинкаса, которые он ставил в Финляндии. И совершенно неизученная тема — оперы по произведениям Достоевского».


С выставкой «Федор Достоевский и театр» из фондов Театрального музея имени А.А. Бахрушина участников конференции познакомил Александр Рубцов, заместитель генерального директора по научной работе ГТЦМ имени А.А. Бахрушина. Фото: Ярослав Беляев.

Эскизы костюмов и декораций к опере Владимира Ребикова «Ёлка» — самый старый экспонат в коллекции. Этот музыкальный спектакль по рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» шёл в театрах ещё до революции 1917 года. Оперу Сергея Прокофьева «Игрок» по одноимённому произведению классика ставили в Большом театре уже в советское время. О многих спектаклях сегодня могут рассказать лишь немногочисленные фотографии да афиши, сохранившиеся чуть ли не в единственном экземпляре. А некоторые экспонаты обладают особой ценностью благодаря автографам знаменитых режиссёров, пояснил Александр Рубцов:

— Например, на эскизах костюмов к фильму Ивана Пырьева «Идиот» 1958 года можно прочесть замечания режиссёра, адресованные художнику.

Сформировать ещё одну выставку новокузнецким музейщикам помогли коллеги из Кемеровского областного музея изобразительных искусств. В экспозицию «Достоевский в произведениях искусства» вошли портреты писателя, петербургские пейзажи и иллюстрации к романам классика.

Взгляд из-за границы

Исследователь творчества Достоевского, профессор Кембриджского университета Ирина Кириллова выступила на конференции с докладом «Актуален ли Достоевский для современного человека?» А затем поделилась своими размышлениями на эту тему:

— Почему-то в России бытует мнение, что англичане любят Достоевского. Нет. Они любят Толстого и Чехова, а Достоевский им не понятен и страшен. Они, скорее, согласны со старым советским идеологизированным мнением, что это больная литература гнилого общества. Когда Юрий Любимов привёз в Лондон спектакль «Преступление и наказание», в зале был аншлаг. Но что выносили зрители из этой постановки? Только его детективную составляющую. А вот для человека, который готов задуматься, проблематика романов Достоевского современна и своевременна. Например, кто такой Раскольников? Идейный убийца. Куда уж современнее! Или история Настасьи Филипповны. По сути, это же описание известного синдрома: чувства вины, которую часто испытывают жертвы сексуального домогательства.

Свежий взгляд зарубежных гостей на идеи классика оценил и советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой:

— Интересно было узнать от доктора филологии Печского университета, как сегодня ставится Достоевский в театрах Венгрии. Или послушать доклад итальянского магистра богословия о его исследованиях библейских источников в произведениях писателя. Такой широкий спектр тем даёт многомерную картину фигуры Достоевского и ещё раз подтверждает его всемирность.

Логическим итогом проекта должен стать сборник всех докладов и лекций, прозвучавших на конференции. Его планируют издать в Новокузнецке уже до конца текущего года.

Текст: Татьяна Черныш.

Источник: газета «Кузбасс»