Новости

05 декабря 2016

В МДТ отметили 25-летие «Бесов» Льва Додина

В Малом драматическом театре отметили юбилей самого старого из живущих в репертуаре спектаклей: «Бесы» Льва Додина по роману Достоевского с инфернальной философской музыкой Олега Каравайчука. И самого долгого спектакля: действие, разбитое на три части, длится девять часов.


Сергей Бехтерев, Григорий Дитятковский, Николай Павлов, Игорь Черневич в спектакле «Бесы», 1991 год.

И тем не менее, зал на «Бесах» — как, впрочем, и на других спектаклях Додина — всегда битком. Причем, от начала и до конца, а в финале всегда — не менее, чем получасовая стоячая овация. В спектакле заняты актеры, ставшие за время существования спектакля большими мастерами, лучшими в стране: Татьяна Шестакова, Петр Семак, Игорь Иванов, Сергей Власов, Сергей Курышев, Анжелика Неволина, Ирина Тычинина и многие-многие другие. При этом, они не просто лучшие на уровне индивидуального мастерства — МДТ Льва Додина славится еще и самым сплоченным актерским ансамблем: многие из этих людей вместе не просто с молодости, с ранней юности, с порога Театральной академии, с мастерской Аркадия Кацмана и Льва Додина. Они чувствуют друг друга, как ни в одной другой труппе страны, а это для создания сценических текстов по Достоевскому, который связывал своих персонажей в тугой клубок, — необходимое условие.


Сергей Власов, Владимир Захарьев, Петр Семак в спектакле «Бесы», 2006 год.

Роман «Бесы» возник из истории одного следствия, которое обрело широкую огласку. Дело касалось одного из руководителей «Общества народной расправы» Сергея Нечаева (в романе — Петруша Верховенский), который, дабы укрепить свою власть, повязав кровью членов кружка, организовал совместное убийство студента Иванова (в романе — Шатов). «Бесы» оказались самым политизированным из романов Достоевского, что не отменяло, а даже усиливало глубочайшую проработку характеров всех без исключения героев. И актеры МДТ играют с безукоризненной достоевской подробностью, и на пределе эмоциональных сил, переосмысливая роли от спектакля к спектаклю, наполняя их современными смыслами.


Сергей Бехтерев и Сергей Курышев в спектакле «Бесы», 1991 год.

4 декабря на юбилейном показе «Бесов» в зале присутствовал Эдуард Кочергин, выдающийся российский театральный художник, главный художник БДТ, работавший с Додиным не только над «Бесами», но и над легендарными «Братьями и сестрами». Он поделился своими впечатлениями.


Репетиции спектакля «Бесы», 1991 год.

— За четверть века существования «Бесы» Додина не только не стали хуже, они превратились в великий спектакль. На премьере в 1991 году этот спектакль игрался как исторический, мы с Додиным говорили о том, что надо рассказать людям, с каких страшных игр начиналось то, что потом превратилось в революцию. А спектакль, который я посмотрел сегодня и который выглядит так, словно премьера играется сейчас, а не 25 лет назад, — это спектакль-предостережение россиянам, которые в очередной раз забыли про свою историю. «Бесы» потрясающе ложатся на наше время и смотрятся как рассказ о том, что может произойти, если не остановить некоторые опасные процессы в обществе. Все девять часов действия спектакль смотрится «на одном дыхе», как спортсмены говорят.


Петр Семак и Игорь Скляр в спектакле «Бесы», 1991 год.

Мы с Додиным сегодня вспоминали, как тогда, в начале 90-х, ходили по улицам, заходили в кафе и рюмочные, и я прямо на салфетках рисовал ему эскизы декораций. Мы играли в «поддавки»: я ему один вариант, на бумаге, он мне — встречный, на словах. Это был очень интересный, живой разговор-работа. Что надо сделать? — спрашивали мы. И приходили к мысли, что надо на сцене выстроить храм, и в то же время, чтобы в центре был такой молох, чтобы возникло жуткое ощущение того, что эта команда беззастенчиво, без всякого суда готова убивать людей. И вот я придумал гильотину, которая во время каждого нового убийства несется с высоты и с грохотом врезается в сцену.


Анжелика Неволина и Владимир Захарьев в спектакле «Бесы», 2006 год.

И еще я должен сказать, что этот спектакль удивительным образом сохраняет форму. И форму художественную — потому что так, как держит театр Лев Додин, не держит больше никто, возможно, не только в России, но и в мире, — и форму постановочную: мои декорации могли бы давно превратиться в труху, но они сохранены так, точно сделаны вчера.


Лев Додин и актеры, занятые в спектакле «Бесы», 1991 год.

Я поздравляю этот театр, кланяюсь ему! Я сегодня внимательно следил за актерами. Они ни на минуту не теряют нить действия и живут на сцене все девять часов с полной отдачей. Я поздравляю своего старого друга Льва Додина, который держит МДТ в состоянии художественной силы. На мой взгляд, это — подвиг большого театрального мастера: подвиг сохранения настоящей петербургской культуры.

Текст: Жанна Зарецкая.

Фото: пресс-служба МДТ — Театр Европы.

Источник: «Фонтанка.ру»