Новости

29 ноября 2016

«Бесы» Достоевского становятся актуальнее с каждым годом

11 ноября глухо отпраздновали 195-летие со дня рождения Федора Достоевского. А 4 декабря свое 25-летие отмечает легендарная постановка Льва Додина по его роману «Бесы». Вышедший в предельно нетеатральные времена, попавший на мрачный переходный период от СССР к России, спектакль МДТ стал одним из самых существенных высказываний русского театра рубежа эпох.


Фото: Юрий Белинский, Виктор Васильев

Спектакль репетировался почти три года. Актеры сидели за специально купленными и привезенными в Малый Драматический театр школьными партами и читали роман.

... «Три года мы отравлялись и утешались самопознанием», — вспоминал Лев Додин. — Жесткого распределения ролей не было. Все пробовали все. В результате «в интонациях Семака-Ставрогина были слышны ноты репетировавшегося им Федьки Каторжного, а в Кириллове-Курышеве, репетировавшийся им Ставрогин».

Девятичасовой спектакль обрушивался на зрителя завораживающими ритмами композитора Олега Каравайчука. Сценограф Эдуард Кочергин выстроил на сцене многоуровневый мир — от преисподней до черного неба над головой. Лев Додин свободно компоновал мотивы камерных тет-а-тетов и многолюдных сборищ, домашних посиделок и конспиративных встреч, сталкивал заклятых друзей-врагов в исступленном споре и мирных домашних хлопотах. Вареная курица, которую ели на сцене, — не мешала патетике философских диспутов. Полифония тем и мотивов сочеталась с полифоничностью постановочных средств.

Многофигурная постановка потрясала бесстрашием почти хирургического анализа человеческой природы. Жизнь губернского российского города представала на сцене МДТ в своей бесстыдной наготе. Мы узнавали, как тут молятся и убивают, любят и ненавидят, рожают, спорят, мучаются и мучают. Политические, социальные, философские, экзистенциальные вопросы были неотделимы от физики этих конкретных людей. Людей, которые поют в церкви, а потом собираются на конспиративные собрания, и из глубоко идейных соображений убивают единомышленника ночью на пустыре.

Достоевский всегда сопрягает самые отвлеченные метафизические понятия вроде «мировой гармонии» с чем-то поразительно чувственно-осязаемым вроде «слезинки ребенка». В его мире мерой всех вещей всегда был не идеальный выдуманный человек, а предельно конкретный Николай Всеволодович, с его темными страстями, испытующей мыслью, заразительной жаждой раздвинуть границы дозволенного...

Каждый персонаж «Бесов» в МДТ был резко придвинут к зрителю, «опрозрачнен». Метания Ставрогина, исступленная злоба Верховенского, последние минуты перед выстрелом в рот самоубийцы Кириллова — все это проживалось актерами с той мерой живой правды, что, по выражению одного из рецензентов, «не выдерживало сердце». Хрестоматийными стали работы Петра Семака-Николая Ставрогина, Татьяны Шестаковой-Хромоножки, Сергея Курышева-Кириллова, Сергея Власова-Шатова, Сергея Бехтерева-Верховенского, Игоря Скляра-Федьки Каторжного.

За четверть века, что «Бесы» стоят в афише МДТ, состав исполнителей поменялся сравнительно немного (нет в живых Сергея Бехтерева и Николая Лаврова), ушел из театра Игорь Скляр...

Что касается злободневности, то похоже роман Достоевского только все шире разворачивается в своей пророческой силе. Вглядываясь в лица сценических персонажей, мы словно опознаем героев дня за окном: их риторику и логику, их приемы и способы существования. За прошедшие десятилетия «бесы» российских просторов стали только еще более властными, более вписанными во властные ландшафты. Да и цели ставят перед собой помасштабнее. Уже не отдельный город, но вся страна на кону...


Фото: Юрий Белинский, Виктор Васильев

«Я играю Ставрогина давно, но, когда вижу, что в афише стоят «Бесы», начинает что-то сосать под ложечкой, — признается исполнитель роли Ставрогина Петр Семак. — Занимаешься своими делами, а в голове гвоздем: скоро спектакль. Я беру роман. Не текст своей роли (у меня его и нет), а роман Достоевского. И начинаю читать. И каждый раз что-то обнаруживается неожиданное, какая-то деталь, которая раньше проскакивала»...

...Интересно, что неожиданного принесут нам юбилейные «Бесы»?

Текст: Ольга Егошина.

Источник: «Театрал»