Новости

18 ноября 2014

Как Достоевский пришел к вере?

В двадцать два года быть приговоренным к смерти и ждать, пока тебя повесят. Впереди жизнь, полная красоты и молодости, а тебя хотят убить.

И почему, в конце концов? Потому, что ты ищешь равенства и справедливости в обществе. Ты хочешь, чтобы не существовало господ и рабов, а все мы, равно как и все вокруг, пребывали в равенстве. А не наоборот.

Но рядом с тобой в поезде, везущем тебя в ссылку, эти надоедливые женщины: «Сынок, возьми Евангелие». Тебе отдают его даром. Разве можно их обидеть? Бросить его в карман, поблагодарить и уйти. Так ты и поступаешь. Но уходя, ты остаешься наедине с собой в тюремной камере. Ты — приговоренный к смерти политзаключенный, как и все рядом с тобой, от мала до велика. Здесь ты на своей шкуре осознаешь всю глубину одиночества толпы и понимаешь, что отчуждение создают не расстояния, а настроения людей. И человек становится твоим лишь тогда, когда у вас с ним одно сердце, а не одна крыша над головой. А жизнь, даже в двадцать два года, полная молодости и красоты, не имеет смысла без любви.

Ты осознаешь все это, злишься и закуриваешь. Чтобы очистить трубку, вырываешь страницы из Евангелия. Так или иначе, оно тебе не нужно. Все эти поповские разговоры... Хоть в чем-то тебе пригодился этот женский подарок.

Дни идут, а ты уже разорвал все Евангелие от Матфея, Марка и четырнадцать глав от Луки. Ты раздражен. Однообразие, ожидание смерти, сигареты и темнота. Чувствуя невыносимую усталость, ты думаешь: «Дай-ка почитаю, о чем здесь сказано» — и открываешь его.

Так открывается твоя жизнь.

Отец, Который не спрашивает, зачем ты делаешь то или другое. Объятия, которые открываются тебе, хотя ты об этом не просишь. Любовь без границ и правил. Жертвенность, с любовью относящаяся к каждому человеку.

В пятнадцатой главе от Луки — история блудного сына и милостивого отца. То, что ты блудный, тебе известно. Важно то, что ты узнаешь: Он в твоей жизни не полицейский, но любящий Отец.

Все меняется. Все обретает смысл. Сиротство твое подходит к концу. Ты более не живешь напрасно. И жизнь становится прекрасной не потому, что ты молод (как это было раньше), но потому, что обрела смысл. И скоро ты скажешь нам: «Человек хочет не просто жить, но знать, зачем живет».

Феодосий Мартзухос, протосинкелл митрополии Никополи и Превезы.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

Источник: «Пемптусия»