Новости

04 декабря 2013

«Есть великая радость в чтении Достоевского, великое освобождение духа»

В Рязани состоялся очередной семинар из цикла «Русская литература XIX века в контексте христианской традиции», который был посвящен творчеству Ф.М. Достоевского. Заявленная тема — «Ф.М. Достоевский: поиски в человеке человека» — заинтересовала жителей города, учащуюся молодежь, людей самого разного возраста — 30 ноября около девяноста человек собралось в Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького.

Провела семинар преподаватель кафедры литературы Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат филологических наук Анжелика Шапурина при участии членов Преображенского братства, студентов и выпускников Свято-Филаретовского православно-христианского института. Гостем и участником семинара был Сергей Перимбаев, ректор Рязанского епархиального женского духовного училища, присутствовали студенты Рязанской духовной семинарии, а также студенты Рязанского государственного университета.


Фото: Татьяна Пучкова.

Во вступительном слове Анжелика Шапурина отметила, что в художественном мире Достоевского существует два основополагающих проекта развития жизни — «с Богом» и «без Бога». Писатель показал, насколько дисгармонична природа современного человека. В нем идет постоянная борьба темного и светлого начал. Полем битвы добра и зла является человеческое сердце.

Опираясь на исследования К.В. Мочульского, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Г.В. Флоровского участники семинара обратили внимание на то, что в своих произведениях Достоевский говорил только о том, что было пережито лично им. Писатель всегда тяготел к форме исповеди, поэтому знаменитые романы «Пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы») являются этапами его духовной биографии.

Ольга Бирмилеева, Татьяна Крылова, Юлия Васильченко, Сергей Перимбаев и ведущая Анжелика Шапурина охарактеризовали своеобразие художественного мира и художественного метода Достоевского. Достоевский писал в эпоху торжества реализма, когда правдоподобие, достоверность воспринимались как достоинство художественного произведения. Писатель же преображал реальность, изменяя масштабы, превращая чувства в страсти, мысли — в навязчивые идеи. Свой художественный метод Достоевский определял как «фантастический реализм». А себя называл «реалистом в высшем смысле». «Высшей», «фантастической» реальностью для писателя была человеческая душа. Достоевский изображал не внешнюю, видимую жизнь человека, но глубины его «подпольной», корневой духовной жизни. Для исследования этих глубин Достоевский помещал своих героев в исключительные условия и смотрел, что из этого выйдет. Герои Достоевского — это не вполне люди, скорее — одушевленные идеи.

В ходе обсуждения участники, вспоминая Н.А. Бердяева, отметили, что «диалектика Достоевского основана на противоположении Богочеловека и человекобога, Христа и антихриста. Известно, что Достоевский через всю жизнь пронес «исключительное, единственное отношение к Христу. Его чувство Христа было очень страстное и глубоко интимное». Для Достоевского христианство — это «вера в Бога и вера в человека».

Подводя итоги, Анжелика Шапурина сказала, что в онтологии Достоевского главной категорией является свобода., открывающая простор для проявления как демонизма, так и божественной природы человека. Для писателя человек — существо этическое, т.е. обладающее способностью различения добра и зла. Совершая выбор между ними, человек движется либо ко Христу, либо к антихристу. Эту модель писатель проецирует на мировую историю, в которой идет противоборство двух сил: божественного собирания в любви и демонического разъединения. Идеалом общественных отношений для Достоевского было духовное братство.

Текст: Елена Звягинцева, Татьяна Крылова.

Источник: «Преображенское содружество малых православных братств»