Летопись жизни и творчества

Нижеуказанное предисловие (как и сама Летопись) публикуется на сайте по трехтомному изданию «Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского» (Т.1: 1821—1864; Т.2: 1865—1874; Т.3: 1875—1881) (СПб., 1999). Несмотря на достаточную полноту и точность указанных данных, нами были выявлены ошибки, опечатки и неточности. Все они были учтены, уточнены и исправлены. «Летопись...» на сайте разбита на три хронологических подраздела (1821—1864; 1865—1874; 1875—1881), как и печатное издание, разделенное на три тома. Весь свод Летописи, представленной на сайте, содержит «перекрестные» ссылки на указанных в ней персон (раздел «Окружение Достоевского»), на полные тексты писем, на прижизненные издания... Это, несомненно, облегчает и упрощает нахождение нужной информации.
«Фёдор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».

Выход в свет в 1935 г. книги Л.П. Гроссмана «Жизнь и труды Ф.М. Достоевского. Биография в датах и документах» явился зна­чительным событием в науке о Достоевском. В этом труде, суммиро­вавшем долголетнюю работу исследователя и обогатившем изучение биографии и творчества писателя в послереволюционные годы, был собран большой и ценный фактический материал.

Вообще 1920-е и первая половина 1930-х годов были перио­дом интенсивного изучения Достоевского в нашей стране. В это время было выпущено «Полное собрание художественных произ­ведений» писателя,1 начато издание полного свода его писем;2 по­явились многочисленные научные публикации материалов руко­писного наследия Достоевского из государственных архивов (за­писные тетради к романам «Преступление и наказание» — 1931; «Идиот» — 1931; «Бесы» — 1935; «Подросток» — 1922, «Братья Карамазовы» — 1928, 1935, 1936 и др.); переписки Достоевского; воспоминаний, ему посвященных; сборников и других изданий, содержащих ценные архивные разыскания.3

Летопись жизни и творчества Достоевского, составленная Л.П. Гроссманом, не утратила своего научного значения и се­годня, хотя в связи с накоплением нового научного материала она в наше время нуждается в значительном дополнении с фак­тической стороны, что неизбежно для трудов этого жанра. Кроме того, многие ее страницы могут сегодня быть уточнены и откорректированы.

Со времени выхода книги Гроссмана прошло более 55 лет. В эти годы наука о Достоевском разделила трудную судьбу стра­ны: периоды ужесточения политического режима чередовались с временными «оттепелями», и эти изменения отражались на судь­бе изучения Достоевского. Период нового интенсивного изучения наследия его, начавшийся в первые послереволюционные годы, сменился во второй половине 30-х годов замалчиванием имени Достоевского, а в 1946—1952 гг. и враждебным к нему отношени­ем, диктовавшимся сверху.

В результате весьма нелегких усилий, направленных в защиту наследия великого писателя, в 1972—1990 гг. Институту русской литературы (Пушкинскому Дому) Российской Академии наук удалось впервые осуществить Полное тридцатитомное собрание сочинений Достоевского,4 подготовленное на основе тщательного изучения и проверки всех рукописных и печатных источников (В настоящее время Институт русской литературы готовит академическое Полное собрание сочинений и писем Ф.М. Достоевского в 35 томах — Ред.). В него вошло все художественное, публицистическое и эписто­лярное наследие писателя без каких бы то ни было купюр и изъя­тий. Помимо научно выверенных, канонических текстов, в издание включены рукописные редакции и варианты, подготовительные ма­териалы к ним; издание снабжено большим научно–справочным ап­паратом. В настоящее время оно получило мировое признание.

Своеобразными «спутниками» Полного собрания сочинений, важным дополнением к нему, явились изданные также Группой Достоевского Пушкинского Дома под редакцией академика Г.М. Фридлендера сборники «Достоевский. Материалы и иссле­дования»5 Здесь, наряду с отечественными достоевистами, при­няли участие также зарубежные ученые. В сборниках этих содер­жится большое количество новых данных фактического характе­ра, важных для настоящей «Летописи жизни и творчества Ф.М. Достоевского». В те же годы было издано много биографи­ческих и историко-литературных трудов о Достоевском во всем ми­ре, в том числе обобщающие работы К. Мочульского, Н.С. Трубецко­го, П. Паскаля, Дж. Фрэнка, а также ценные труды В.С. Нечаевой о журналах М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха» (М., 1972—1975), книга И.Л. Волгина «Последний год Достоевского» (М., 2010) и др.

Среди других необходимейших для «Летописи» источников следует упомянуть тт. 77, 83 и 86 «Литературного наследства»,6 новые издания «Воспоминаний» А.Г. Достоевской7 и ее перепис­ки с мужем,8 двухтомник «Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников» под редакцией К.И. Тюнькина.9

В XXI в. Достоевский продолжает оставаться одним из самых читаемых во всем мире писателей. В наше время посто­янно открываются новые грани его гения. Однако до сих пор у нас и за рубежом существуют лишь первые опыты научной био­графии Достоевского. Создание ее — одна из насущных задач оте­чественной науки. О ней писал еще Л.П. Гроссман в 1935 г. в предисловии к своему изданию «Жизнь и труды Ф.М. Достоев­ского». «Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского» пред­ставляет собой строго выверенный хронологический свод дошед­ших до нашего времени и выявленных к моменту ее выхода в свет печатных и архивных данных о писателе. Жанр подобных «лето­писей» прочно утвердился в нашей науке и занял в ней почетное место. Это — летописи жизни и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Гонча­рова, И.С. Тургенева, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Наряду с общими типологическими чертами перечисленные «Летописи», посвященные жизни и творчеству этих и других деятелей русской литературы, имеют — каждая — свои специ­фические особенности, отличаются неодинаковой степенью пол­ноты привлеченных источников, принципами отбора, система­тизацией и подачей материала, характером библиографических записей и т.д.

Методологические принципы, положенные в основу «Летопи­си жизни и творчества Ф.М. Достоевского», наиболее близки к тем, которые приняты в «Летописи жизни и творчества А.И. Гер­цена»,10 составленной сотрудниками Института мировой литерату­ры Российской Академии наук. Однако наша «Летопись» имеет по сравнению с ней ряд характерных отличий, обусловленных те­ми задачами, которые поставили перед собой ее составители, стремясь дать всестороннее представление об уникальной личнос­ти Достоевского — писателя, публициста, критика, редактора, из­дателя, общественного деятеля, гражданина, человека.

Составителям и редакции хотелось, чтобы «Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского» была не только справочным по­собием, но и книгой, по которой читатель мог бы проследить «жизнь и труды» писателя из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день — в движении, изменениях и переломах, эволюции, росте. Отсюда и более подробное (по сравнению с летописью Л.П. Гроссмана и другими названными выше изданиями подобно­го рода) раскрытие содержания переписки Достоевского, столь много дающей для понимания личности писателя, его характера, взглядов, вкусов, пристрастий.

Этой же задачей продиктовано наличие большого числа при­мечаний к основным записям, содержащих необходимые поясне­ния и дополнения, уточнения к Полному собранию сочинений и другим источникам (последнее относится, в основном, к датиров­ке некоторых писем), указания на связь данного факта с другими фактами жизни и творчества Достоевского.

Ранний период жизни Достоевского, его детские и юношеские годы известны нам, в силу скудости сохранившихся свидетельств, по­ка недостаточно полно11. Поэтому составители стремились в необ­ходимых случаях в примечаниях дать сведения о роде Достоев­ского, его родителях, окружении и т.д., хотя, в отличие от спе­циального труда М.В. Волоцкого «Хроника рода Достоевского» (М., 1933) и основанной на нем книги И.Л. Волгина «Родиться в России», исторические свидетельства о роде Достоевских, его предках и данные, лишь косвенно относящиеся к жизни и твор­честву писателя, в «Летопись» нами сознательно не включены — она содержит свод данных только о жизни и творчестве самого писателя. Такое самоограничение представлялось нам необходи­мым для того, чтобы факты жизни Достоевского не были в ней заслонены сведениями, хотя и имеющими значение, но все же прямо к жизни и творчеству писателя не относящимися.

Основной научной базой «Летописи жизни и творчества Ф.М. Достоевского» для составителей послужило Полное со­брание сочинений писателя, в котором не только содержатся всё его художественное, публицистическое и эпистолярное на­следие, но и обширный научно-справочный аппарат. В частнос­ти, здесь тщательно прослежен генезис произведений писателя, собраны историко-литературные, исторические, общественно-­политические и другие сведения, содержащие обширную и раз­ностороннюю информацию о Достоевском. Оговоримся сразу. Исторические, политические, литературные и т.д. события со­временной Достоевскому русской и европейской действитель­ности отражены в «Летописи» лишь в связи с преломлениями их в биографии и творчестве писателя.

Таким образом, наряду с регистрацией материалов биогра­фического и мемуарного характера, в «Летописи» зафиксирова­ны сведения о произведениях писателя, их генезисе, времени их выхода в свет12 и критические отзывы о них. Особенно тща­тельно регистрировалась в «Летописи» переписка Достоевско­го, в том числе упоминания (с пометой: «не сохр.») о несохранившихся и ненайденных письмах писателя и его корреспон­дентов, существование которых подтверждено документально. В тех случаях, когда составителям удалось обнаружить новые данные о несохранившихся письмах Достоевского, в примеча­ниях особо оговаривается, что в Полном собрании сочинений эти письма не учтены.

Благодаря всему вышеизложенному «Летопись» дает возмож­ность читателю проследить творческую историю каждого произве­дения писателя на различных ее стадиях, от зарождения замысла до выхода в свет, а также его цензурную историю и дальнейшую творческую работу над ним при подготовке иных изданий.13 Во всех случаях указываются источники фактических сведений, со­общенных в «Летописи».

Опираясь на комментарии Полного собрания сочинений Дос­тоевского, составители ставили перед собой задачу по возможнос­ти точно (или — если это невозможно — хотя бы приблизительно) датировать работу писателя над подготовительными материалами, черновыми редакциями и связным текстом его произведений, ста­тей, заметок и писем. Для учета отзывов прижизненной крити­ки — русской и иностранной — были использованы центральные периодические издания (отзывы периферийных изданий реги­стрировались лишь в случаях, когда они имеют важное значе­ние); библиографические указатели А.Г. Достоевской14 и допол­няющий его С.А. Венгерова.15 С целью выявления документаль­ных и других материалов по Достоевскому были обследованы крупнейшие архивы и книгохранилища Москвы, Петербурга и не­которых других городов.16 Регистрировались также прижизнен­ные переводы произведений Достоевского на иностранные языки.

Начало хронологического отсчета «Летописи» — 30 октября ст. сти­ля 1821 г. (день рождения писателя).

Жизнь Достоевского (в отличие, например, от жизни таких его современников, как Герцен и Тургенев) протекала, в основ­ном, в России, исключая период его заграничных поездок и пе­риода с 1867 до 1872 года. Поэтому в хронологическом своде «Летописи» даты даны по старому стилю, а при датах, относя­щихся ко времени пребывания писателя за границей, даются указания на старый и новый стили. Доступные лишь для широ­кой датировки события жизни писателя (его возможные зна­комства, встречи и т.д.) фиксировались обычно под последней из возможных дат; однако в тех случаях, когда важно было обозначить начало хронологического отсчета (например, воз­никновение определенного замысла, над которым писатель ра­ботал в течение лишь относительно недолгого времени), пред­почтение отдавалось начальной дате.

За «начало десятилетия» в «Летописи» приняты первые его четыре года; за середину — последующие три и за конец — пос­ледние три года. Под «началом года» в «Летописи» подразумева­ются январь—апрель; под серединой — май—август; под концом — сентябрь—декабрь. В начало месяца условно входят числа с 1 по 10; в середину — с 11 по 20; в конец — с 21 по 31.

Т. I «Летописи» составлен: И.Д. Якубович (1821—1859); Т.И. Орнатской (1860—1864).
Редакторы Т. I: Н.Ф. Буданова и Г.М. Фридлендер.

Редакция выражает признательность Б.В. Федоренко за предоставленную возможность использовать для «Летописи» ценный фактический материал, содержащийся в подготовлен­ных им для печати статьях: «Над страницами первого романа Достоевского», «Журнал Достоевского "Эпоха" и Цензурный Комитет». Благодарим также Е.П. Вензеля, принимавшего не­посредственное участие в технической подготовке всех трех то­мов «Летописй» к изданию.

__________
1Достоевский Ф.М. Полное собрание художественных произведений. Под ред. Б. Томашевского и К. Халабаева. М.; Л.: ГИЗ, 1926—1930. Т. I—XIII.
2Достоевский Ф.М. Письма: В 4-х т. Под ред. и примеч. А.С. Долинина. М.; Л., 1928—1959. Т. 1—3 вышли в 1928—1934 гг., т. 4 — в 1959 г.
3Подробнее об этих публикациях см.: Ф.М. Достоевский. Библиография произ­ведений Достоевского и литературы о нем. 1917—1965. М., 1968.
4Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Редколлегия: База­нов В.Г. (гл. редактор), Фридлендер Г.М. (зам. гл. редактора) и др. Л.: Наука, 1972—1991. Серии: «Художественные произведения» — Т. 1—17; «Публицистика» — Т. 18—27; «Письма» — Т. 28—30 (каждый том писем в двух книгах). (Ссылки на страницы этого издания (ПСС) на сайте не приводятся! — Прим. ред.)
5Издание продолжается.
6Литературное наследство. Т. 77. Ф.М. Достоевский в работе над романом «Подросток». М., 1965; Т. 83. Неизданный Достоевский. М., 1971; Т. 86. Достоев­ский. Новые материалы и исследования. М., 1973.
7Достоевская А.Г. Воспоминания. Вступ. статья, подгот. текста и примеч. С.В. Белова и В.А. Туниманова. М., 1971.
8Достоевский Ф.М.; Достоевская А.Г. Переписка. Изд. подгот. С.В. Белов и В.А. Туниманов. М., 1976.
9Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2-х т. Вступ. статья, сост. и коммент. К. Тюнькина. М., 1990. Это издание дополняет вышедшее в 1964 г. одноименное издание в двух томах, составленное А.С. Долининым. Отметим попут­но, что необходимо продолжить упомянутую выше коллективную «Библиографию произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нем» (М., 1968), доведенную до 1965 г. Дополнением к ней является составленная С.В. Беловым библиография про­изведений Достоевского и литературы о нем за 1970—1971 гг. (см.: Достоевский. Ма­териалы и исследования. Л., 1974. Вып. 1. С. 305—338). Богатый библиографический материал новейшей научной литературы о Достоевском содержится также в «Бюлле­тенях» Международного общества Достоевского и издаваемой им серии « Dostoevsky — Studies».
10Летопись жизни и творчества А.И. Герцена. [Т. 1—5]. М., 1974—1991.
11Главными источниками для изучения раннего периода биографии писателя продолжают оставаться: Воспоминания Андрея Михайловича Достоевского. Л., 1930; Волоцкой М.В. Хроника рода Достоевских (1506—1933). М., 1933; Нечаева В.С.: 1) В семье и усадьбе Достоевских (Письма М.А. и М.Ф. Достоевских) М. 1939; 2) Ранний Достоевский. 1821—1849. М., 1979. На этих же источниках основана биогра­фическая хрестоматия И. Волгина «Родиться в России. Достоевский и современники: Жизнь в документах» (М., 1991), посвященная детству и юности писателя, автор стремится включить жизнь и творчество Достоевского в контекст быта и обществен­ной жизни России того времени.
12Произведения, принадлежность которых Достоевскому сомнительна и до сих пор порождает научные споры, в «Летопись» не включены.
13Сведения о выходе в свет «Современника» и «Отечественных записок» дают­ся по библиографическим указателям В. Бограда; 1) Журнал «Современник». 1847­—1866. Указатель содержания. М.; Л., 1959; 2) Журнал «Отечественные записки». 1864—1884. Указатель содержания. М., 1971. Аналогичные сведения о журналах «Время» и «Эпоха» — по книге: Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха». 1864—1865. М., 1975. С. 233—260. Эти источники в «Летописи» каждый раз специально не оговариваются. В других необходимых случаях указываются даты пос­леднего цензурного разрешения и объявления о выходе издания в свет.
14Достоевская А.Г. Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф.М. Достоевского, собран­ных в Музее памяти Ф.М. Достоевского в Московском Историческом музее. 1846—1903. СПб., 1906.
15Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. СПб., 1910. Т. II.
16Ценным путеводителем по архивам является книга: Описание рукописей Ф.М. Достоевского. Под ред. В.С. Нечаевой. М., 1957.