Виельгорский Михаил Юрьевич

[31.10 (11.11).1788, Петербург — 28.8 (9.9).1856, там же]

Граф, композитор, автор романсов, музыкальный деятель. С 1823 г. сделал свой дом в Москве, с 1826 г. в Петербурге центром музыкальной жизни, оказывал поддержку отечественным музыкантам. Виельгорский — автор одной из первых русских симфоний. Зимой 1846 г. Достоевский вместе с В.Г. Белинским посещает салон Виельгорского.
Врач С.Д. Яновский вспоминает, что, рассказывая об этом приеме, Достоевский говорил: «Нас пригласили туда для выставки, напоказ». Однако совершенно другую и правильную оценку эти приемы у Виельгорского получили в воспоминаниях писателя В.А. Соллогуба и дочери Достоевского Л.Ф. Достоевской. В.А. Соллогуб вспоминает: «Приемы Виельгорских имели совершенно другой отпечаток; у них редко танцевали, но почти каждую неделю на половине самого графа, то есть в его отдельном помещении, устраивались концерты, в которых принимали участие все находившиеся в то время в Петербурге знаменитости. Граф Михаил Юрьевич Виельгорский был одним из первых и самых любимых русских меценатов; все этому в нем способствовало: большое состояние, огромные связи, высокое, так сказать, совершенно выходящее из ряда общего положение, которое он занимал при дворе, тонкое понимание искусства, наконец, его блестящее и вместе с тем очень серьезное образование и самый добрый и простой нрав <...>. Я должен сказать, что редко кого в жизни так горячо любил, как графа Михаила Юрьевича Виельгорского, и в начале нашего знакомства (я говорю о своих взрослых летах, так как в детстве я часто его видел) он прежде всех и более всех меня к себе привязал <...>. У графа же Михаила Юрьевича раза два, три в неделю собирались не только известные писатели, музыканты и живописцы, но также и актеры, и начинающие карьеру газетчики (что в те времена было нелегкой задачей), и даже просто всякого рода неизвестные людишки, которыми Виельгорский как истый барин никогда не брезговал».
Л.Ф. Достоевская пишет: «Отец особенно хорошо себя чувствовал у Виельгорских, где можно было услышать отличную музыку. Достоевский страстно любил музыку <...>. Граф Виельгорский был большим любителем музыки, покровительствовал музыкантам и обладал способностью отыскивать их в самых темных закоулках столицы. Вероятно, образ какого-то бедного, предающегося пьянству, честолюбивого и ревнивого скрипача, которого граф Виельгорский нашел на чердаке и пригласил играть на своих музыкальных вечерах, произвел впечатление на моего отца, так как для графа Виельгорского издал он свой роман "Неточка Незванова". Описывая здесь женскую психологию, он создает истинный шедевр, возможно, однако, не до конца понятый читателями по причине его юношеской неопытности. Говорят, что графиня Виельгорская была урожденная княгиня Бирон. Теперь считают, что князья Бироны, бывшие родом из Курляндии, скорее принадлежат к европейским династиям, чем к европейскому дворянству. Читая внимательно "Неточку Незванову", вскоре замечаешь, что князь Х-ий, оказавший гостеприимство бедной сироте, конечно, был человеком хорошего общества и хорошего воспитания, но именно его жена, гордая и высокомерная, задает в доме княжеский тон. Все окружающие говорят о ней, как о государыне. Ее дочь Катя — настоящая маленькая принцесса, избалованная и капризная, то терроризирующая своих подданных, то вновь осыпающая их своими милостынями. Дружба ее с Неточкой с самого начала страстна, даже несколько эротична. Эту эротику в романе Достоевского русские критики строго порицали, и все же отец был совершенно прав, так как эти бедные немецкие принцессы, никогда не имевшие права выйти замуж по любви и приносившие себя в жертву на благо государства, часто питали страстную и даже эротическую дружбу к существам женского пола».
В набросках и планах Достоевского 1864–1866 гг. «Ростовщик» есть строчки: «Вечер, fiasko. Yielgors», а в «Преступлении и наказании» Катерина Ивановна Мармеладова вспоминает песню Виельгородского «Гусар, на саблю опираясь» на слова стихотворения К.Н. Батюшкова «Разлука». Эта же песня упоминается и в «Ползункове».