Толль (Толь) Феликс Густавович

[25.2(9.3).1823, Нарва — 9(21).11.1867, Петербург]

Петрашевец, писатель, педагог. Окончил в 1844 г. Главный педагогический институт, затем был назначен в Астрахань учителем русского языка и географии, вернувшись откуда в 1846 г. стал преподавателем Финляндского кадетского кор­пуса. С 1848 г. Толль учитель русской словесно­сти в Главном инженерном училище и препода­ватель истории в школе военных кантонистов.

Убежденный атеист, в собрании у М.В. Петрашевского Толль произнес речь о происхожде­нии религии, в которой рассматривал различные культы с естественно-научной точки зрения: «...С одной стороны, религии народов неразвитых происте­кают единственно из чувства подавленности чело­века грубыми, но гигантскими силами природы, так, с другой, религии народов образованных имеют источник свой единственно в желании их основателей скрепить свои нравственные и граж­данские кодексы авторитетом». В своих объяснениях по делу петрашевцев Досто­евский показал, что «с Толлем я совершенно не знаком», однако это не совсем верно и скорее всего Достоевский просто хотел как можно меньше ввести в круг следствия подозреваемых лиц. Так, если Достоевский отри­цал свое участие в вечере у М.В. Петрашевского 11 марта 1849 г., когда Толль «говорил речь о про­исхождении религии, доказывая, между прочим, что она не только не нужна в социальном смыс­ле, но даже вредна», а «слышал об речи Толля о религии от Филиппова», то по донесениям провокатора П.Д. Антонелли Достоевский был на этом вечере, но главное сам Толль показал в Следственной комиссии, что у М.В. Петрашевского он «спо­рил» с С.Ф. Дуровым и «Достоевским о том, долж­на ли изящная литература иметь цель свою в од­ном осуществлении идеи прекрасного, или мо­жет иметь ее и вне этого заколдованного круга, отвлеченного германскими эстетиками», «причем я держал­ся мнения, что литература должна идти об руку с действительностью и что поэт должен быть прежде всего сыном своего отечества, ко благу ко­торого должен клонить всю свою деятельность, между тем мои противники говорили, что она должна возводить действительность к сознанию». О некоторой наивности Толля гово­рит тот факт, что он поселился на одной квартире вместе с П.Д. Антонелли. Во время следствия Толль резко от­зывался о Я.И. Ростовцеве у называл его «скотом», обвинялся Толль также в том, что он не донес о К.И. Тимковском, который говорил о необходимости переворота. Толль был приговорен к смертной казни, замененной двумя годами ка­торги. В январе 1850 г. Н.Д. Фонвизина устраи­вает в Тобольске встречу Достоевского и С.Ф. Ду­рова с прибывшими ранее в Тобольск Н.А. Спешневым, Н.П. Григорьевым, Ф.Н. Львовым, Толлем и М.В. Петрашевским. По выходе из каторги (отбывал на Керченском заводе), Толль поселился в Томске, где сблизился с М.А. Ба­куниным, который дал ему восторженную ха­рактеристику в письме к А.И. Герцену. В 1857 г. Толлю были возвращены права дворянства, а в 1859 г. разре­шено жить в столице. В 1860-е гг. Толль полу­чил известность как педагог и критик детской литературы, автор романа «Труд и капитал», на­печатанного в 1860 г. в «Русском слове» (№ 10, 11). В 1863–1864 гг. Толль издал трехтомный «Настольный словарь для справок по всем отраслям знания», в 1864 г. выпустил «Сибирские очерки», посвя­щенные пребыванию в ссылке.

Многие атеистические аргументы Толля, по всей вероятности, послужили основой для созда­ния образа Ивана Карамазова в «Братьях Кара­мазовых».