Стасов Владимир Васильевич

[2(14).1.1824, Петербург — 10(23).10.1906, там же]

Худо­жественный критик и теоретик живописи, почет­ный член Петербургской Академии наук (1900). Окончил Училище правоведения в Петербурге (1843), служил в Сенате, но был уволен «за по­литическую неблагонадежность». С середины 1850-х гг. Стасов сотрудничал в Публичной биб­лиотеке в Петербурге. Начал печататься в 1847 г. Деятель энциклопедического типа. Большое зна­чение имели исследования Стасова «Происхож­дение русских былин» (1868) и его альбом «Сла­вянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени» (1887). Одним из первых Стасов начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного насле­дия русских художников и композиторов.

В молодости Стасов входил в кружок В.Н. Май­кова (1846 г.), одним из членов которого был До­стоевский, где они и могли встречаться. Это был кружок молодых приверженцев французских утопистов и Л.Фейербаха. Поэт А.Н. Майков вспоминал: «Брат еще раньше тоже отвлекся от кружка Петрашевского, приняв критику в "Оте­чественных записках", и около него составился его кружок: Влад. Милютин, Стасов, еще чело­века три-четыре». 23 января 1873 г. в № 23 «С.-Петербургских ведомостей» на­печатана статья Стасова «Вторая передвижная художественная выставка», где «безукоризнен­ным» признан портрет Достоевского кисти В.Г. Перова: «Свободная посадка фигуры, удачно схваченное выражение и мастерская лепка лица соединились здесь с естественностью и свеже­стью колорита...» Но возможно, «чистый реа­лизм» Стасова все-таки отталкивал Достоевского, так как в его рукописных редакциях к «Днев­нику писателя» за 1877 г. имеется запись: «"Нов<ое> врем<я>", суббота, 8 января (№ 310 ?), — фельетон Стасова об идеале и реализме. Любовь к Человечеству. Идеал видит в слове, это важ­нее. Репины — дураки, Стасов — хуже» — речь идет о статье Ста­сова «Прискорбные эстетики» в защиту суждений И.Е. Репина о запад­но-европейской живописи, ниспровергающего ряд итальянских художников. Достоевский и Стасов могли встречаться в конце 1870-х гг. в са­лоне Е.А. Штакеншнейдер.