Шапиро Константин Александрович

[? — после 1896]

Петербургский фотограф, снимав­ший Достоевского в 1879 г. В 1880 г. Шапиро издал первый выпуск «Портретной га­лереи русских литераторов, ученых и артистов», где писал в предисловии: «В настоящем, первом выпуске "Галереи" помещены портреты извест­нейших писателей наших: Гончарова, Достоевско­го, Некрасова, Салтыкова и Тургенева, выступив­ших на литературное поприще почти одновре­менно... Все портреты, послужившие основанием этой "Галереи", сняты с натуры, за исключени­ем... портрета Некрасова... При портретах при­ложены факсимиле и биографии» (Шапиро К.А. От издателя // Портретная галерея русских ли­тераторов, ученых и артистов. Изд. фотографа К. Шапиро. Вып. 1. СПб., 1880).

В начале 1879 г. Шапиро приезжает к Досто­евскому с просьбой сняться для издаваемой ими «Портретной галереи русских литераторов, уче­ных и артистов». Фотография Шапиро помещалась на Невском проспекте, дом № 30. Достоевский был здесь, так как в письме к нему в апреле 1879 г. Шапиро просил зайти сфотографироваться (РГБ. Ф. 93. II. 9. 134). Шапиро сделал фо­тографию «Ф.М. Достоевскйй в гробу», о чем писал 6 февраля 1881 г. в «Новости и Биржевую газету»: «М.г. Позвольте просить вас дать мес­то в вашей газете следующему заявлению. Тяже­лая потеря, понесенная Россией в лице скончав­шегося на днях Ф.М. Достоевского, вызвала в среде близких к нему людей потребность увеко­вечить память о покойном воспроизведением его портрета, для чего я и был приглашен вдовою Ф<едора> М<ихайловича> на другой же день его смерти. Портрет снят мною фотографическим путем с натуры, окаймлен виньеткой, составлен­ной из всех присланных по случаю смерти писа­теля различными учреждениями и городами вен­ков, с подробнейшею надписью на каждом из них, и снабжен, кроме того, автографом покой­ного, с означением времени его рождения и кон­чины. Размер портрета — 1 арш. в длину и ¾ арш. в вышину. Цена портрета 3 руб., из которых 50 коп. я отчисляю на капитал для устройства па­мятника или стипендии имени покойного. Лица, желающие приобрести портрет Ф<едора> М<ихайловича>, могут заранее записываться в моей фотографии (Невский, № 30) ввиду того, что порт­реты эти нигде продаваться не будут» (Шапиро К. Письмо в редакцию // Новости и Бирж. газ .1881. 6 февр. № 34). Сохранилось в РГБ 2 письма Ша­пиро к Достоевскому.

А.Г. Достоевская вспоминает: «В конце се­мидесятых годов лучшею фотографией в С.-Пе­тербурге считалась фотография К.А. Шапиро (на Невском проспекте). В начале 1879 г. Шапиро приехал к Федору Михайловичу и просил его позволения снять с него большой портрет для помещения в изданной им "Портретной галерее русских литераторов, ученых и артистов". Ф<едор> М<ихайлович> снялся у Шапиро, и порт­рет его вышел довольно удачный. Ввиду сильно­го успеха его "Портретной галереи" г. Шапиро счел нужным предложить моему мужу, кроме большого портрета, две дюжины кабинетных его портретов».