Сеченов Иван Михайлович

[1(13).8.1829, с. Теплый Стан Нижегородской губ. — 2(15).11.1905, Москва]

Создатель русской физиологиче­ской школы, член-корреспондент (1869) и почет­ный член (1904) Петербургской Академии наук. Окончил Главное инженерное училище (1848) и медицинский факультет Московского универси­тета (1856). В 1860 г. защитил докторскую дис­сертацию. В 1876–1888 гг. профессор физиоло­гии Петербургского университета. В классиче­ском труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологи­ческие процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Эта книга была в библиотеке Достоевского, которому также, по всей вероятности, была из­вестна нашумевшая «психологическая» полеми­ка между Сеченовым и К.Д. Кавелиным в 1872-1874 гг. на страницах «Вестника Европы». Возможно, Достоевский знал Сеченова и в 1860-е гг., так как Г.Ф. Коган считает, что внешний облик Зосимова в «Пре­ступлении и наказании» более всего напомина­ет Сеченова; одна встреча До­стоевского с Сеченовым зафиксирована 19 октяб­ря 1878 г. в Петербурге в ресторане Бореля на Большой Морской на чествовании героя русско-турецкой войны генерал-адъютанта Ф.Ф. Радецкого выпускниками Главного инженерного учи­лища и Николаевской академии.

В записной тетради 1863 г. Достоевский от­мечает работу «Рефлексы головного мозга», ко­торая первоначально печаталась в «Медицинском вестнике», а затем упоминает имя Сеченова в связи с дискуссией о спиритизме, однако в письме к своему корреспонденту А.Ф. Герасимовой от 7 марта 1877 г. Достоевский замечает: «У нас же люди даже с ог­ромными талантами, Сеченов, например, в сущ­ности человек необразованный и вне своего пред­мета мало знающий. О противниках своих (фи­лософах) не имеет понятия, а потому научными выводами своими скорее вреден, чем приносит пользу».

Еще раньше, в связи с публицистическими выступлениями Д.И. Менделеева, Достоевский писал: «Наши специалисты могут быть людьми науки, но они необразованны <...> это малень­кие техники и ремесленники». Эти высказывания Достоевского о Сече­нове и Д.И. Менделееве надо понимать в общем контексте борьбы писателя с ненавистной ему позитивистской философией, оказавшей значи­тельное влияние на взгляды Сеченова и Д.И. Мен­делеева, но здесь, осо­бенно по отношению Сеченову, Достоевский по­чувствовал его материализм, который был непри­емлем для его христианской философии. По мне­нию М.Г. Ярошевского, полемика Достоевского с теорией условных рефлексов Сеченова в «Бра­тьях Карамазовых» отчасти предваряет труды И.П. Павлова и идейно-философские искания русских есте­ствоиспытателей.