Добролюбов Николай Александрович

[24.1 (5.2).1836, Нижний Новгород — 17 (29).11.1861, Петербург]

Критик, поэт. В 1847 г. Доб­ролюбов поступил в 4-й, высший класс Нижего­родского духовного училища, а затем учился в Нижегородской духовной семинарии (1848-1853). В 1853 г. Добролюбов был зачислен на филологическое отделение историко-филологического факультета в Главный педагогический институт в Петербурге (18 сентября 1853 г. Доб­ролюбов был уволен из духовного звания). В сен­тябре 1857 г. по приглашению Н.Г. Чернышев­ского и Н.А. Некрасова Добролюбов возглавил в «Современнике» отдел критики и библиографии. Именно в «Современнике» (1861, № 9) была напечатана статья Добролюбо­ва «Забитые люди», посвященная выходу двух­томника Достоевского и публикации во «Време­ни» «Униженных и оскорбленных». Дав точный анализ гуманистической тенденции Достоевско­го и определив её сущность: «В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть чело­веком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. "Каждый человек дол­жен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку" — вот идеал, сложившийся в душе автора помимо всяких условных и порциальных воззрений, по-видимому, даже поми­мо даже его собственной воли и сознания, как-то a priori, как что-то составляющее часть его собственной натуры», Добролюбов не сумел под­няться над этой гуманистической тенденцией и определить глубокий философский смысл твор­чества Достоевского.
В статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве» (1861) Достоевский подверг критическому анализу ста­тьи Добролюбова «Черты для характеристики русского простонародья» (1860) и «Стихотворе­ния Ивана Никитина» (1860). Полемизируя со взглядом Доб­ролюбова на искусство, Достоевский излага­ет свою эстетическую программу, в ряде пунк­тов восходящую к идеям, изложенным Достоев­ским еще в 1849 г.: «Искусство само себе целью, что автор должен только хлопотать о художе­ственности, а идея придет сама собою, ибо она необходимое условие художественности».

По свидетельству жены писателя А.Г. Досто­евской, он познакомился с Добролюбовым в 1861 г.

В записной книжке 1860-1862 гг. Достоев­ский ожесточенно полемизирует с Добролюбовым по многим эстетическим и общественным вопро­сам, причем начинает эту полемику с отклика на слова Н.Г. Чернышевского из некролога «Н.А. Добролюбов», назвавше­го Добролюбова «гениальным юношей»: «Вы говорили, что Добролюбов — гений, умаливали, упрашивали публику признать его за гения». В.В. Ти­мофеева (О. Починковская) вспоминает отрица­тельный отзыв Достоевского о стихах Добролю­бова. В «Записках из подполья» Достоевский, намекая на Добролюбова, называет одного из героев «ту­пица Трудолюбов».