О сайте

« <...> Толстой — это Русь прошлая, а Достоевский — будущая. <...> Достоевского не причислишь ни к кому, кроме как к апостолам первого христианства. <...> Достоевский — это святой, а Толстой всего лишь революционер. <...> Подлинный русский — это ученик Достоевского, хотя он его и не читает <...> Он сам — часть Достоевского. <...> Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а в виду имел Маркса. Христианство Достоевского принадлежит будущему тысячелетию» (О. Шпенглер).

«Для меня, что бы ни узнал я дурного, преступного, даже постыдного — если вообще что-либо подобное было — о жизни, о действиях Достоевского, образ его не омрачится, и окружающий его ореол святости не потускнеет, ибо я чувствую, что горевший в нем огонь все победил и все очистил. И сам он чувствовал силу этого очищающего огня. Им он жил и от него умирал» (Д. Мережковский).

История появления ресурса относится к лету 2012 года. К тому моменту мы хотели создать только электронную библиотеку всех, без исключения, прижизненных изданий Ф.М. Достоевского, которые представляли бы несомненный интерес не только для ученых-достоевистов, но и для представителей различных научных сообществ, библиофилов и простых читателей. Увлекательный процесс поиска таких изданий начался с посещения библиотек и архивов, после чего отсканированные книги в формате PDF были размещены на сайте. Пересматривая самые разнообразные каталоги и справочники, нам стали попадаться прижизненные публикации отрывков из произведений писателя, напечатанных в сборниках и журналах, не описанные ранее в его библиографии (например, к таким разысканиям следует отнести пять публикаций главы «Представление» первой части «Записок из Мертвого дома» в «Русской хрестоматии» А. Филонова, о существовании которых, по всей вероятности, не знал и сам Достоевский), что еще больше вдохновило нас на изучение и поиск подобных изданий.

По мере того, как более-менее вырисовывалась, стала понятна и частично достигнута первоначальная цель, было принято решение, во-первых, о значительном увеличении разделов сайта (до существующих десяти), а во-вторых, о регистрации ресурса в качестве сетевого издания — электронного средства массовой информации.

Деятельность зарегистрированных в установленном порядке сетевых СМИ регламентируется Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (в ред. от 03.07.2016 г.). Правовой статус СМИ в полной мере позволяет заинтересованным лицам (ученым, журналистам и т.д.) ссылаться в своих трудах на ресурс точно так же, как и на любое другое СМИ, будь то газета или журнал. Учредитель (учредители) и главный редактор зарегистрированного сетевого издания (СМИ) не только обладают всеми, предусмотренными законом, правами журналиста, но и несут полную ответственность за публикуемые в таком издании сведения и материалы. Кроме того, мы лично заинтересованы в размещении достоверной и актуальной информации, касающейся жизни и творчества Ф.М. Достоевского, свободной от цензуры, ошибок, лакун и купюр. Осознавая, в то же время, что опечатки и неточности могут наличествовать в любом источнике, который был заимствован в качестве материала сайта, редакция прилагает все усилия для своевременной корректуры тех материалов, в которые вкрались ошибки и ляпсусы. Понятно, что только электронные издания, в силу своей специфики, позволяют мгновенно отредактировать любой текст, в отличие от уже отпечатанных тиражей газет, журналов, книг.

После регистрации ресурса в качестве СМИ были сформулированы две основные задачи сайта: популяризация творческого наследия Ф.М. Достоевского и свободный (безвозмездный) доступ к информации и материалам, имеющим отношение к писателю. Любая публикация, размещенная на нашем сайте, доступна для чтения и загрузки на персональные устройства посетителей без каких-либо ограничений, бесплатно, из любой точки земного шара, подключенной к сети Интернет.

Принимая решение о публикации той или иной книги (кроме прижизненных изданий, которые представлены в полном объеме), не преследуя цели разместить абсолютно все, что попадется нам на глаза (это абсурдно и не нужно в принципе), мы руководствовались следующими критериями отбора: авторитет издания для научного сообщества, тираж, доступность.

Большое внимание было уделено книгам, изданным в XX в. и не утратившим по сей день своего научного значения. К таковым следует отнести, в том числе, труды В.С. Нечаевой («В семье и усадьбе Достоевских», «Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских "Время". 1861—1863», «Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских "Эпоха". 1864—1865», «Ранний Достоевский. 1821—1849», «Описание рукописей Ф.М. Достоевского»), Л.И. Сараскиной («"Бесы": роман-предупреждение», «Возлюбленная Достоевского: Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах», «Федор Достоевский. Одоление демонов»), И.Л. Волгина («Последний год Достоевского», «Колеблясь над бездной. Достоевский и русский императорский дом»). Безусловный интерес у исследователей и простых читателей вызовут книги биографического и мемуарного толка: два издания «Воспоминаний» А.М. Достоевского (1930, 1992), «Дневник 1867 года» А.Г. Достоевской (1993), «Годы близости с Достоевским» А.П. Сусловой (1928), «История одной вражды. Переписка Достоевского и Тургенева» (1928), «Переписка» Ф.М. и А.Г. Достоевских (1979) и многие-многие другие.

Особняком стоят легендарная «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского» (1883), «Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф.М. Достоевского...» (1906) и «Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского...» (1906), подготовленные к печати А.Г. Достоевской.

Часть книг, появившихся в XX веке «при участии и с легкой руки» советской атеистической цензуры, со всеми отсюда вытекающими купюрами, переиздается в настоящее время в полном объеме. Тем не менее, именно первоисточник порой играет важную роль.

Фундаментальные труды М.М. Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского», «Проблемы творчества Достоевского»), Н.А. Бердяева («Миросозерцание Достоевского»), А.Л. Бема («Вокруг Достоевского»), В.В. Розанова («Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского»), Д.С. Мережковского («Л. Толстой и Достоевский») и других не остались незамеченными нами. На сайте публикуются научные издания, увидевшие свет в конце XX — начале XXI вв.

Отдельно нужно отметить размещенные у нас книги, доступ к которым до 1992 г. — момента ликвидации Главлита (в связи с выходом Закона «О СМИ») — был полностью закрыт для читателей. В «черном списке» оказались практически все представители так называемой литературы «русского зарубежья». Все, что выходило из-под их пера, контролировалось с особой скурпулезностью. Экземпляры «вредных» и «неугодных» тогдашней власти книг, попавших на территорию СССР, Главлит направлял в спецхраны крупнейших библиотек, а сами издания не выдавались на руки читателям. Еще каких-то 30 лет назад невозможно было представить, что эти архивы не только откроют, но и они станут достоянием общественности. Советская власть сделала все, чтобы полностью выхолостить истинные религиозно-нравственные убеждения писателя. Вряд ли Заславский (сначала уничтожавший тиражи с «Бесами», а затем и тех, кто эти тиражи готовил) и прочие прихлебатели Сталина могли предположить, что настанет момент, когда любой человек свободно будет читать эти строки:

«Но если всё на один вопрос о комфорте сводить, то для чего и хлопотать — ведь Лужин и Зосимов и без того уже готовы. Вот разве всех до единого в Лужиных обратить. Но тогда как эти Лужины будут свои приобретательские вожделения насыщать? Так или иначе, а ясно: на двух листках умещается не жизненная тайна, но всего-навсего высосанная из пальца теорийка, причем совершенно безразлично, кто именно эту теорийку предварительно належал и высосал — Фурье или Раскольников, Маркс или Сталин с Гитлером. За неимением ничего лучшего, можно такую теорийку повторять изо дня в день, из года в год и исписать, повторяя одно и то же, не два листика, но миллионы миллионов листков; дело от этого не изменится и неизбежно приведет к самоуправному пролитию крови». (Мейер Г.А. Свет в ночи (О «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1967. С. 281).

«Путь, избранный Петром Верховенским, это путь Сталина, Гитлера, никогда, никаких угрызений совести не испытавших. Надо совсем не чувствовать смешного, чтобы вообразить, хотя бы на мгновение, как кто-то, скажем та же Соня, надевает крест на грудь Петру Верховенскому или Сталину, а они при этом налагают на себя крестное знамение». (Там же. С. 375).

Кумир революционеров всех мастей и всех страстей, бандит и преступник Ленин, считавший, что Достоевский занимался «покаянным кликушеством», назвавший «Бесы» и «Братья Карамазовы» «пахучими произведениями» и которого «стошнило от сцен в монастыре», совершенно точно не обрадовался бы массовым тиражам книг Н. Лосского и А. Храповицкого:

«Не удивительно, что исторический процесс, за неимением гениальных святых, совершается под руководством ограниченных людей, которые принимают второстепенные причины за первоначальные («Зап. из подполья»). Например, поясню я мысль Достоевского, такой деятель, как Ленин и подобные ему фанатики-марксисты, принимают экономические факторы за первичную основу развития человечества» (Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. С. 203).

«Страшный опыт истории достаточно научил нас тому, что любовь к человечеству революционных утопистов, вроде Робеспьера, Ленина, Дзержинского, ведет к величайшим разрушениям и отвратительнейшим преступлениям. Воспитать в себе настоящую любовь есть дело трудное и потому в жизни, особенно там, где ставятся горделиво грандиозные цели, чаще встречается псевдо-любовь, чем подлинная любовь» (Там же. С. 348).

«Освобожденіе Россіи отъ безбожнаго коммунистическаго плѣна и возрожденіе ея къ обновленной христіанской жизни зависитъ отъ того, найдутся ли въ русскомъ народѣ и въ русскомъ обществѣ духовныя силы, которыя приведутъ русскихъ людей къ отказу отъ жизни грѣха и служенія страстямъ — и къ жизни по заповѣдямъ Божіимъ и велѣніямъ совѣсти, распространяя это возрожденіе какъ на личную и семейную жизнь, такъ и на жизнь общественную и государственную.
Конечно, такой переворотъ русской жизни зависитъ отъ многихъ факторовъ, главнымъ изъ которыхъ является Евангельская проповѣдь, осуществляемая Церковью Христовой. Однако, проповѣдь Евангелія не должна ограничиваться однимъ только храмомъ, въ которомъ теперь собирается не такъ много людей, но призывъ этотъ долженъ распространяться на всѣ стороны жизни и проникать въ самую глубину человѣческихъ сердецъ. Однимъ изъ видовъ такого пророческаго служенія въ наше время является литературное творчество великаго русскаго писателя Феодора Михайловича Достоевскаго, голосъ котораго звучитъ не только во всемъ мірѣ, но и въ самой плѣненной Россіи, гдѣ издаются его сочиненія, правда съ комментаріями, стремящимися обезличить и обезвредить для революціи его творчество. Тѣмъ не менѣе Достоевскій все болѣе и болѣе признается самымъ великимъ писателемъ міра, творенія его все шире распространяются среди народовъ міра, изслѣдуются и изучаются, и онъ признается геніемъ изъ геніевъ» ([Храповицкий] Антоний Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии. Канада: Тип. Братства Преп. Иова Почаевского в Монреале, 1965. С. V).

К настоящему моменту размещены все книги, которые чаще остальных фигурируют в качестве источников цитирования при написании дипломных и диссертационных работ, а также приводятся в комментариях к собраниям сочинений Ф.М. Достоевского и исследовательских работах.

За последние 4 года наш ресурс, без преувеличения, стал лучшим сайтом о Достоевском и про Достоевского. Он предназначен для всех поклонников творчества писателя, а также для студентов, аспирантов, преподавателей; для всех, кто изучает литературу, филологию, философию.

В эпоху почти тотального расцвета лжепророков в нашем мире, и, как следствие, культурной деградации современной молодежи, не угасает надежда, что этот сайт возродит интерес к литературе и осмыслению уроков прошлого, смысла настоящего и перспектив будущего.

Ваш Сергей Рублев.